Тайцзи-цюань – ворота в тончайший мир невидимого, мир усилий, энергий и мыслей. Человек, который выбирает такой способ самосовершенствования, значительно расширяет границы восприятия. Помимо привычных ощущений, он получает возможность чувствовать мир изнутри. Но если человек сильно ограничен слепотой, что даст ему тайцзи?
Видео, которое я размещаю в этой статье, рассказывает о слепом пожилом человеке Илане, который решил освоить тайцзи под руководством своего учителя Асси.
Я перевёл, как мог, что говорят герои фильма. Речь идёт о том, как Илан начал заниматься тайцзи-цюань, какие были трудности, как их преодолевал его учитель. Кроме того, Илан делится своими мыслями о тайцзи и о его восприятии мира.
Асси: Привет, Илан!
Илан: Меня зовут Илан Амит. Я очень стар. Не по тому, как себя чувствую, а по возрасту.
Я был зрячим до 45 лет, но в 47 я полностью потерял зрение.
Сын моей жены занимался тайцзи у Асси в группе.
Однажды я спросил Асси, не сможет ли он позаниматься со мной.
Это было прекрасно для меня потому, что я вдруг получил возможность двигаться вокруг, несмотря на то, что я не мог видеть.
Асси: Я должен был подумать об этом какое-то время – во-первых, из-за того что я был молодой преподаватель; во-вторых, у меня не было опыта работы с людьми с подобными проблемами. Я думаю это был естественный страх перед неизведанным.
В конце урока я сказал себе: "здесь кто-то кто хочет учиться", и я сделаю это.
Илан: Когда мы работаем, Асси говорит мне на словах, что делать. Как-то у меня получается делать более-менее правильное движение, не видя его. Предполагаю, что оно не точно такое же, но достаточно похожее.
Асси: Я пробую понять студента или поставить себя на его место, чтобы понять, как быть ближе к нему, какой способ выбрать, когда я показываю ему что-нибудь. Но если я закрываю глаза, чтобы проверить, каково стоять так на одной ноге, я могу постоять так несколько секунд и чувствую трудность.
Лучше всего не фокусироваться на слепоте во время наших занятий, потому что все люди "слепы" в чём-то.
Илан: Когда я занимаюсь тайцзи, я концентрируюсь на движении. Это один из немногих моментов, когда я не думаю ни о чём другом. И если неожиданно в середине выполнения появляется мысль – мои движения немедленно сбиваются. Это состояние, когда я присутствую в том, что я делаю.
Мы живём в парадоксальном мире: Вы ищете что-то, что уже у вас есть, но Вы не можете найти это, так как ищете не там. И после того как нашли это, не чувствуете, что получили что-то. Потому что вы не получаете ничего.
Мы думаем, что нуждаемся в чём-то особенном – большем, чем нам дано. Нуждаемся в смысле (жизни), до тех пор, пока не поймём, что это особенное – на самом деле обычное. Самое обыкновенное и является особенным.
Вы понимаете, что мир – это место, где случайность очень вероятна. Кажется, что эта случайность создаёт всё. Всё самое чудесное происходит случайно, и один раз на миллион происходит что-то хорошее. События не имеют значения. Присутствие – вот что важно! Но понимать это и жить этим – очень не просто. Потому что здоровый ли или больной, бедный или богатый, страдающий или нет – всё это не важно. Я предполагаю что должен преодолеть слепоту для того, чтобы понять это.