Часто, читая истории о старых мастерах тайцзицюань, можно встретить пассаж: якобы характер у того или иного мастера был скверный. Такие «факты» нередко приводят читателя в недоумение: казалось бы – мастерам, достигшим просветленного состояния (шэнь мин), по закону жанра не положено иметь характер вздорный – как такое может быть?
Думаю, что такое недоразумение случается по той причине, что эти оценки абсолютно субъективные. На приведенных ниже примерах я постараюсь пояснить, почему подобные суждения могли возникнуть.
У Юйсян, например, аристократ и чиновник высочайшего ранга, вполне вероятно, игнорировал все правила и ритуалы, установленные мастерами из «простонародья». Судя по всему, с целью скорейшего получения знаний и умений «наломал немало дров». В итоге, у многих его современников могло сложиться мнение, что у него «вздорный характер». А некоторые современные последователи направления Чжао Бао даже обвиняют мастера У Юйсяна в краже и разглашении их секретных знаний – известных ныне как классические трактаты «из соляной лавки».
В итоге имеем как минус – истории о скверном характере, как плюсы – помощь Ян Лучаню «выбиться в люди», что принесло тайцзицюань известность в столице, создание одного из сильнейших направлений тайцзицюань У-Хао, придание публичности «теории тайцзицюань», переведённой сейчас на многие языки мира. Кто знает, если бы не У Юйсян – возможно, эти бесценные трактаты (среди которых и «Ван Цзуньюэ») так и не дошли бы до нас, а сгнили в той самой «соляной лавке».
У упоминаемого на этом сайте долгожителе Сюн Янхо тоже были причины считать характер мастера Ян Чэнфу вздорным, так как Сюн Янхо был официально «отлучён» последним от школы Ян. Это случилось, когда мастер Сюн отказался признать Ян Чэнфу достойным лидером направления Ян после смерти Ян Шаохоу.
Да, не исключено, что Ян Чэнфу в то время не был лучшим мастером тайцзицюань, но по возможностям распространения тайцзи в Китае (а позднее и во всём мире) ему не было равных. И кто знает, смогли бы миллионы людей во всем мире заниматься тайцзицюань в наше время, если бы Ян Чэнфу не возглавил тогда школу. Судьба тайцзицюань могла пойти совсем в другое русло, и мы бы с вами не имели того доступа к инструкторам и литературе, которые у нас есть сейчас.
Это лишь два примера, которые я сейчас припомнил. На самом деле, подобных мифов даже я – не слишком интересующийся историей тайцзицюань – могу вспомнить множество. Так уже сложилось: со времён легендарных мастеров и до нашего времени приверженцы одних направлений тайцзицюань обсуждают отрицательные качества представителей других направлений. А те им отвечают взаимностью. Всё это записывается в виде подобных историй о «скверном характере», и охотно обсуждаются некоторыми современными любителями тайцзицюань.
Я к таким историям не отношусь серьёзно. Стараюсь не распространять их (хотя эта статья является исключением). И какими бы там ни были характеры У Юйсяна и Ян Ченфу, благодаря их действиям у меня есть возможность глубоко изучать уникальное искусство тайцзицюань во всём его многообразии. За это я могу выражать по отношению к ним только лишь признательность и уважение.
У моего тренера по кунг-фу характер был гнусный, за то он и был любим учениками. Пендали, которые она раздавал, были настоящими. Сразу силы появлялись!
Отличная статья! Тактично и содержательно! Спасибо1
Pavel Y:
"за то он и был любим учениками"
Ещё одна подходящая версия создания подобных легенд
Krok & Co:
Спасибо
Удивительный мастер на фото.
Когда приходит учится будущий ученик почему он считает что его должны обязательно начать учить? Учитель берет учеников из сострадания и обучает максимально старательно. Опять же имея побуждением научить наилучшим образом. Если бы он обучал стихам и каллиграфии то возможно он бы проявлял иные качества.А так вырабатывает "иммунитет" от разных ситуаций.
" nikola
Удивительный мастер на фото."
Чжан Дун Хай- демонстрирует Чэнь.