Тайцзицюань и цигун – очень необычные явления для нашей культуры: они будто вырваны из иного культурного слоя – и не только географического, но и временного. Некоторые аспекты, которые были привнесены вместе с ними, оторвавшись от контекста, находят в наших умах совсем новые, порой карикатурные, смыслы.
В поиске своего места в глобальном мире, тайцзицюань и цигун обнаруживают многочисленные атавизмы другого времени, родившиеся при иных обстоятельствах.
К примеру, многочисленные китайские байки о мастерах древности: многие из них были неправдой и во времена, когда эти мастера были ещё живы.
Часто эти легенды придумывались последователями тех или иных направлений в качестве рекламы. Некоторые из них имели в своей основе реальные события, которые их носители трактовали в свою пользу, другие же – были полностью выдуманными.
Основные сюжеты примерно такие:
- Рассказы о необыкновенных (зачастую весьма фантастических) подвигах того или иного мастера.
- Повествования о неких (часто – придуманных и искаженных) обстоятельствах, которые доказывают «истинность передачи» своего направления, и «неистинность» – конкурирующего.
- Сомнительная история обучения у именитого мастера – того или иного представителя тайцзицюань.
- Истории, рассказывающие (весьма приукрашенно) о происхождении той или иной техники.
Что делать с этим сводом мифологии тайцзи-цюань и цигун – личное дело каждого. В принципе, в этих мифах нет ничего плохого: многие из них – весьма красочны и интересны. Есть и такие, в которых можно углядеть определённый смысл (например, история про Шэнь-Нуна).
Но некоторые увлекаются этими мифами настолько, что думают, будто это и есть тайцзицюань. На самом деле, тайцзицюань – это в первую очередь практическое искусство, в котором можно успешно совершенствоваться, вовсе не зная этих "легенд".
Приведу один интересный случай (рассказанный мастером Фэн Чжицяном) в качестве подтверждения вышесказанного:
«Как-то раз после тренировки я задал моему учителю Чэнь Факэ вопрос о создании тайцзицюань Чэнь Вантином. Учитель Чэнь Факэ с укором сказал: «Кто-кто создал тайцзицюань? Даже я этого не знаю, а ты уже все знаешь!»
Есть ещё одна нехорошая сторона распространения этих баек. Многие современные инструктора тайцзи используют эти сказки для собственной рекламы. Также придумываются по тем же сценариям новые "легенды" – чтобы удерживать своих учеников обманом. Например, многие инструкторы из «бумажного тайцзи» придумывают истории о том, как они встретили «неизвестного даоса, на рынке родной Касапетовки, который торговал там китайскими пуховиками, и который затем передал самый боевой тайцзицюань "избранному" – т.е. рассказчику».
В наше время такое явление только позорит тайцзицюань.
Про мастера на рынке. Это случайно не пассаж в сторону школы Тайцзи Ветер Гром? Слышал нечто подобное про их линию передачи.
Аноним:
"не пассаж в сторону"
Да не, это вообще стандартная практика для бумажников подобные басни сочинять. Я просто привел в пример одну из тех, что когда-то где-то слышал.
Честно говоря я не сталкивался ни с теми у кого "бумажный" Тайцзи ни с теми у кого истинный, кто мог бы на практике продимонстрировать хоть 10 процентов от заявленного в теории. По этому тех кто бахвалится истинностью передачи но не обладает сколько нибудь приличным гунфу, считаю большим позором для Тайцзи чем "бумажных" мастеров. С тех то что взять...
Аноним:
"от заявленного в теории."
А что конкретно заявлено в теории?
1. Покоем одолевать движение
2. Медленным побеждать быстрое
3. Слабостью одолевать силу
4. С помощью единого побеждать многое
Аноним:
С другой стороны: "продлить свои годы, украсить себя долголетием, а не перенимать только верхушки искусства" тоже классика, поэтому многие сосредоточены на этом аспекте, а в таком случае, в чём смысл что-то демонстрировать?