Многие из Вас, я уверен, слышали о мастере тайцзи-цюань Чэнь Факэ. Он является если не основателем школы Чэнь в её современном виде (как считают представители нечэньских направлений тайцзи), то уж точно величайшим мастером Чэнь Ши тайцзи-цюань. Его боевое мастерство было зафиксировано во многих свидетельствах очевидцев, не говоря уже о многочисленных мифах, дошедших до нас об этом удивительном мастере.
Но больше всего меня в его биографии поразило то, как он относился к "братьям по ремеслу", даже к самым неумелым.
Сейчас в сети Интернет множество людей, мастерство которых незаметно по сравнению с мастерством Чэнь Факэ, критикуют и друг друга, и чужих учителей, и даже целые направления. Появились отдельные форумы и доски позора, на которых "за глаза" перемывают косточки "товарищам по цеху". Этому благоприятствует возможность размещения в сети видео-роликов с исполнением мастерами и любителями тайцзи-цюань форм и туйшоу. На таких людей сразу же набрасываются те, кто себя считает лучшими, и вместо упорных тренировок – тратят огромное количество времени, чтобы нести негатив.
Вот что сказал однажды мастер Чэнь Факэ, когда узнал, что некий человек плохо отзывается о нём и о его школе:
"Он говорит, что у нас нет ничего хорошего. Мы также не говорим, что у нас есть что-нибудь хорошее. Он может говорить что хочет, а мы будем продолжать заниматься тайцзицюань. Не обращайте на него внимания"
Сам мастер Чэнь отзывался о мастерстве других людей очень осторожно. Если ему нравилось, он оценивал его фразой "Он хорош или, по крайней мере, не так плох"; если он видел среднее качество, говорил "Неплохая база"; в крайнем случае, мог сказать "Я не понимаю". Когда его спрашивали о том, какой стиль самый лучший, он отвечал: "Все хороши, иначе они давно бы вымерли".
Эти и многие другие примеры показывают то, что такое настоящее живое Дэ (добродетель) в боевых искусствах. Я всегда, когда мне хочется покритиковать кого-нибудь, вспоминаю о том, как мастер Чэнь вел себя в подобной ситуации – достойно и благородно. К сожалению, такой подход сейчас не прививается современным любителям тайцзи-цюань, и это часто работает не на пользу нашему общему делу.
+ Автору за тему,и Спасибо за позитив.
Как они живут со своим негативом
Занимаясь тайцзи и глотая книги я понял, что тайцзи-цюань - безбрежное море стилей, направлений, нюансов. Как можно говорить о том, что одна молекула воды лучше другой? Именно все вместе они составляют воду. А когда отдельно - воды нет.
Can1958:
Хорошо сказано
Хотел бы обратить Ваше внимание на то обстоятельство, что сам Чень Факэ называл свой стиль не тайцзи-цюанем, а пао-чуй. И это не случайно. Столь выдающийся мастер знал, что принципы пао-чуй иные,нежели принципы тайцзи-цюаня, изложенные в наиболее компактной форме в трактате Ван Цзюнъюэ... Потому, признание семейного стиля из деревни Ченьцзягоу родоначальником тайцзи-цюаня не совсем корректно...
Хоу:
"Чень Факэ называл свой стиль не тайцзи-цюанем, а пао-чуй"
Я слышал об этом, но это не относится к теме данной статьи. Чень Факэ обладал высочайшей боевой добродетелью, о которой нам всем не мешает помнить.
"Столь выдающийся мастер знал, что принципы пао-чуй иные, нежели принципы тайцзи-цюаня, изложенные в наиболее компактной форме в трактате Ван Цзюнъюэ"
О том, что знал или не знал Чень Факэ мы могли бы выяснить только пообщавшись с самим Чень Факэ. Остальное - вымысел.