В последние годы, во многом благодаря технологиям и, конечно же, энтузиазму любителей тайцзицюань, появилась возможность видеть на видео манеру исполнения тайцзи мастерами прошлого.
Меня всегда поражала разница в том, как исполняли форму старые признанные мастера, и как это делают многие занимающиеся сегодня. Старое исполнение отличается незрелищностью, простотой и естественностью, а также явным акцентом на известных основных принципах тайцзицюань. Относительно недавно я понял для себя, в чём причина такой разницы.
Дело в том, что раньше формы-таолу во многих боевых искусствах (особенно – внутреннего направления) не были предназначены для исполнения на публике, и по их манере исполнения не судили об уровне мастерства занимающегося. Таолу (как, впрочем, и другие методы тренировки) служили для развития определённых свойств или наработок (гун). Критерием мастерства служили боевые качества в молодости, и состояние здоровья – в пожилые годы. Формы же часто выполнялись в закрытых для посторонних глаз местах.
В современном мире многие из китайских боевых искусств ищут своё новое место в жизни, и всё больше становятся товаром. И так получилось, что люди начали в качестве критерия своего мастерства показывать исполнение формы. Причём, для того, чтобы иметь коммерческий успех своих школ, они вольно или невольно начали изменять манеру в сторону зрелищности и рассчитывать на привлечение новичков, тем самым часто поступаясь основными принципами своего стиля. Например, важнейший в тайцзицюань принцип натянутой спины и закрытой груди уже редко встретишь, зато молодцев в красивых шелковых пижамах и грудью колесом встречаешь на каждом углу.
Таким образом, многие направления китайских боевых искусств (тайцзицюань в частности) превращаются в некую форму балета или гимнастики, утрачивая свои изначальные преимущества.
Думаю, выход из этой ситуации есть; этот выход – в переосмысливании ценностей тайцзицюань и в возвращении к корням искусства, к его первопринципам.
Не столько комментарий, сколько рассуждения и осознание бесед с своим Учителем. 1. Записей настоящих мастеров без подготовки очень мало. Я думаю, если запись делалась, то она готовилась, и в ней показывалась определённая работа и проработки.
2. Современные видеоматериалы, по моему делятся на две категории - учебные ДВД-диски, и ролики из ютюба.
Учебные фильмы - как правило китайские спортивные, начального, базового уровня изучения со всеми вытекающими... в исполнении професиональных инструкторов?!? но... спортивных.....
В ютюбе можно найти что то стоящее, для своего уровня понимания изучаемого стиля. Как правило, это вспомагательные материалы к семинарам. И если группа показала уровень, а учитель честный - то и запись часто с запасом на самостоятельное изучение. Но чаще это рекламная завлекуха со слоганом - Возите ваши денежки... и через 1..3...5.. лет вы сможете вот так.
Хайдэн:
"Но чаще это рекламная завлекуха со слоганом"
Слишком уж часто. Так и становятся "цветочными" целые направления тайцзи.