Когда занимаешься тайцзи-цюань серьёзно и долго, начинаешь тоньше чувствовать многие простые, но одновременно скрытые истины этого мира. Например, замечаешь, что при чтении старых даосских трактатов понимаешь многое из сказанного в них – благодаря опыту Тайцзи. Эти книги мудрости становятся понятны, так как тайцзи позволяет человеку внутренне пережить те фундаментальные принципы, которые движут вселенной. Поэтому книги о Дао становятся для специалиста Тайцзи книгами о Тайцзи.
Я уже рассказывал об особой связи тайцзи-цюань с главной книгой даосизма – "Дао Дэ Дзин". А также в статье "Ликвидно ли Ваше тайцзи?" я упоминал о состоянии, которое похоже на состояние воды, и о его важности. Сегодня я хочу привести Вам отрывок из даосской книги "Хуайнань Цзы", где очень подробно описывается поведение воды, которого так стремятся достичь многие серьёзные адепты тайцзи-цюань:
Напитывает влагой мельчайшие существа и не требует вознаграждения. Обогащает Поднебесную и не истощается. Облагодетельствует простой народ и не несет урона. Всегда в пути, но не может дойти до конца.
Малая, но не может быть зажата в ладони. Нанеси удар – не поранишь, коли – не проколешь, руби – не разрубишь, жги – не горит. То течет спокойно, то бурлит, взбудораженная, но не рассеивается. Точит металлы и камни. Наполняет собой всю Поднебесную. Разливается на безбрежных просторах, парит выше туманов. Бежит в долинах и руслах рек, орошает пустынные поля. Если имеет излишек или недостаток – небо и земля берут или отдают (регулируют).
Ее получает всё сущее, и нет здесь ни первых, ни последних. Поэтому нет ни частного, ни общего. Широко простертая, кипучая, объединяется с небом и землей в великое единство. Нет для нее ни правой стороны, ни левой – свободна в изгибах и переплетениях. Со всем сущим начинается и кончается. Это и есть высшее благо.
То, с помощью чего вода может вершить свое благо в Поднебесной, – это ее способность во все проникать. Поэтому Лао-цзы говорит: "В Поднебесной предельно мягкое обгоняет предельно твердое. Выходя из небытия, входит в не имеющее промежутка. Отсюда видна польза недеяния".
Поэтому бесформенное – великий предок вещей, беззвучное – великий предок звука. Его сын – свет, его внук – вода, оба они родились от бесформенного. Свет можно видеть, но нельзя зажать в ладони, воде можно следовать, но нельзя ее уничтожить. Вот почему среди всего, что имеет образ, нет более достойного, чем вода.