Раньше, когда я был моложе, мне не нравились те книги по тайцзицюань и цигун, где авторы пытались переосмысливать занятия с учётом опыта западной науки. Такие работы мне казались скучными и неромантичными.
Гораздо прикольнее было читать переводы старой литературы, на страницах которой суровые мастера в экзотических нарядах давали отпор многочисленным ордам противников, или даосские монахи выплавляли пилюли бессмертия, сидя в пещерах, и использовали магические приёмы в своих приключениях. Вот это было романтично, и по-настоящему интересно.
По мере приобретения опыта я пытался понять, какие же методы доступны конкретно мне для самосовершенствования – в том месте и времени, в котором я нахожусь. И обнаружил, что многое из описанного в книгах – это продукт давным-давно ушедшей эпохи, другого мышления и образа жизни.
Я начал понимать того же Сюй Чжии, который в своей книге «Тайцзицюань стиля У» пытался дать толкование влияния тайцзицюань на человека с точки зрения современных (на тот период) естественнонаучных знаний. Я начал понимать У Тунаня, который в книге «Тайцзицюань. Научно изложенное национальное боевое искусство» описывает историю и практику тайцзицюань с позиций, близких к научному исследованию, а не цитирования «мудрости предков». Я начал понимать, почему Сунь Лутан стал писать свои книги в манере «руководств» – которые стали новшеством для классического Китая того времени.
Дело в том, что «древние знания» были для китайцев времён Сунь Ятсена не более понятными, чем для нас. Многие так называемые «классические знания» древнего Китая уже тогда – в начале 20-го века – требовали серьёзного переосмысления и реформирования. Причём переосмысления с точки зрения так называемой западной науки. Это же касалось и тайцзицюань.
В наши дни, когда тайцзицюань стало общемировым явлением, необходимость трактования тайцзи в терминах современного мышления снова актуально.
Существует современный термин «доказательная медицина» – это когда методы традиционной медицины (китайской, тибетской и т.д.) изучаются на опыте современной клинической практики, переосмысливаются через призму современных научных знаний – и либо продолжают служить современному обществу, либо отбрасываются как нерабочие.
В наши дни накоплен богатейший опыт в области спортивной медицины и физиологии. Этот опыт нужно тоже изучать – чтобы понять, как лучше тренироваться, чтобы получить необходимые результаты.
Тайцзицюань меняется – и это неизбежный процесс. На мой взгляд, нам нужно некое «доказательное тайцзи» – чтобы оно стало понятней и могло, опираясь на современное мировоззрение, продолжать служить обществу.