Как-то в конце 90-х, прогуливаясь по рынку старых книг, нашёл на раскладке книгу Чжоу Цзунхуа "Дао тайцзи-цюаня". В те времена хорошие книги по тайцзи были большой редкостью, поэтому, слегка полистав книгу, я без колебаний купил её. Книга, которая мне досталась, видимо, принадлежала до этого какому-то любителю направления Чень, так как ченьское таолу, рисунки которого изображены в ней, были испещрены неразборчивыми отметками, таолу же других направлений оставлены нетронутыми.
Кроме этого, вся книга испещрена ярко-зелёным маркером – так бывший владелец выделял для себя важные цитаты. Несмотря на эти следы варварского отношения, я был несказанно рад приобретению, так как такие книги тогда расхватывались, не полежав на прилавке и месяца. В дальнейшем эта книга перечитывалась мною многократно и, за исключением "Тайны стиля Ян", была самой популярной в моей тайцзи-библиотеке.
Теперь, спустя много лет, позанимавшись вдоволь тайцзи, я немного по-другому смотрю на это произведение. Раньше всё, что я прочитывал в этой книжке, воспринималось мной как непреложная истина и неоспоримая информация; теперь же я понимаю, что большая часть её содержания является всего лишь мнением автора, причём неразделяемым множеством мастеров и специалистов тайцзи, с которыми мне довелось общаться или которых мне довелось читать. Тем не менее, книга, что переиздавалась на русском языке многократно и пользовалась большой популярностью, формировала некое – порой ошибочное – мнение у многих отечественных любителей тайцзицюань.
Например, мысли Чжоу о том, что нужно изучать последовательно многие направления (Ян, У, Чень), чтобы прийти к пониманию тайцзи, и мнение о том, что каждый семейный стиль является отдельным методом, – породили множество отечественных направлений бумажного тайцзи, где происходит "изучение Ян – через Чень", или "Ян для здоровья – Чень для боя" и т.д. В то время как на самом деле любое из классических направлений тайцзицюаня полностью самодостаточно для углубления в понимание тайцзи.
Тем не менее, я рекомендую прочесть эту книгу, так как она содержит массу интересной и полезной для размышления информации. При этом она написана в живой, легко читаемой манере. Кроме того, ознакомившись с двумя другими произведениями автора, могу признать, что Чжоу Цзунхуа – неординарный мыслитель и оригинальный писатель о китайских учениях. Только призываю не забывать о том, что эта книга – всего лишь мнение автора, далеко не являющееся непререкаемым догматом.