В этой части книги «Тайцзицюань стиля У Цзяньцюаня. Руководство для самообучения» авторов Чэнь Чженьмина и Ма Юэляна (перевод которой любезно предоставлен Krok&Co) речь идёт о базовой работе в тайцзицюань.
Понимание этих базовых методов помогает в освоении формы. Форма, словно из кирпичиков, состоит из основных позиций и базовых ударов – поэтому, улучшая качество этих позиций, вы делаете форму лучше, тренировки – эффективней.
В 5-ой части книги представлено описание базовых позиций (бу-фа), ударов ногами (цзяо-фа), действия ладонью и кулаком.
На демонстрационных фотографиях – мастера У Цзяньцюань и Ма Юэлян.
第五章 幾種重要的基本動作
Часть 5. Несколько важных дополнений к базовым движениям
一,步法
1. Позиции (стойки) (бу-фа)
(1) 平行步 | Стойка с параллельными ступнями пин синь-бу
兩足幷列,相距約一橫足的地位,與肩的闊度相等,足尖部與足跟部的闊度亦相等。例如「太極起式」「手揮琵琶」等,均為此種步法。如(1)圖。
Обе стопы расположены на одной поперечной линии – примерно на расстоянии, равном ширине плеч. Кончики пальцев и пятки располагаются на одном расстоянии (т.е. ступни строго параллельны).
Примеры этой стойки: в позициях «Начальная позиция Тайцзи» и «Взмахнув рукой, сыграть на лютне-пиба», – примерно такая позиция ступней применяется в этих действиях.
Как на фотографии 1:
(2) 虚步 | «Пустая» стойка сюй-бу
有左虚步右虚步的分別,係由平行步變換而成。卽按平行步的地位,一腿彎曲,全身坐於其上;另一足向前伸出,腿部筆直,足尖翹起,使向上成直線。足跟微着地。臀部略向後欹。例如「太極出手」及「攬雀尾」(一)等。如(2)圖。
Различают левостороннюю и правостороннюю «пустые» позиции, – переходы в эти позиции осуществляются из стойки с параллельными ступнями. Одна нога сгибается, тело полностью оседает на неё; другая нога, выставленная вперед, выпрямляется, – бедро и колено абсолютно прямые. Носок стопы приподнимается, задираясь почти вертикально, ступня упирается в землю только пяткой. Ягодицы немного подобраны и смещены назад.
Например, применяется в позициях: «Вытянуть руки [открывая] Тайцзи», «Схватить воробья за хвост (1-е движение)» и др. Как на фотографии 2:
(3) 丁字步 | Т-«образная» стойка дин цзы-бу
由虚步或弓步等變換而成。如由虚步變換時,一足不動,另一足尖轉向內方,(足跟不動)與其不動之一足成為丁字式。例如「單鞭」(一)「斜摟膝拗步」(二)等。如(3)圖。
Эта позиция принимается или из «пустой» стойки, или из стойки «лука». При переходе из «пустой» позиции одна ступня остается без движения, а носок другой стопы разворачивается к внутренней стороне стопы, выставленной вперед (пятка остается на месте), – таким образом, с неподвижной ступней, что спереди, образуется позиция в форме иероглифа «丁» (т-образная стойка).
Например, применяется в позициях: «Одиночный кнут (1-е движение)», «Наискосок обмахнуть колено с крученым шагом (2-е движение)» и др. Как на фотографии 3:
(4) 騎馬步 | Стойка «всадника» ци ма-бу
兩足分立,略如平行步而距離約加一倍,左足的位置略後於右足。兩腿彎曲,全身平均坐於其上。例如「單鞭」(二)與「扇通背」(二)等。如(4)圖。
Обе ступни разводятся в стороны, несколько повторяя стойку с параллельными ступнями, но расстояние между ними почти в два раза большее. Стопа левой ноги размещается чуть позади [по фронту] правой стопы. Ноги согнуты [в коленях], все тело осажено вниз, вес тела поровну распределен [на обе ноги].
Например, применяется в позициях: «Одиночный кнут (2-е движение)», «Веер из-за спины (2-е движение)» и др. Как на фотографии 4:
(5) 弓步 | Стойка «лука» гун-бу
凡一腿彎曲一腿伸直略為半弓形狀的,皆為弓步。太極拳中用此步之處甚多。例如「摟膝拗步」「搬攔捶」,「雲手」「下勢」等。如(5)圖(一)(二)。
Каждый раз, [когда принимается позиция, где] одна нога согнута [в колене], и другая нога выпрямлена, и обе ноги принимают форму (дугу) одного плеча лука, то это – стойка «лука». В тайцзицюань это наиболее часто используемая позиция.
Например, применяется в позициях: «Обмахнуть колено с крученым [перекрестным] шагом», «Отклонить, задержать и ударить кулаком», «Руки-облака», «Низкая поза» и др. Как на фотографиях 5 (1) и 5 (2):
二,脚法
2. Удары ногами (цзяо-фа)
(1) 踢脚 | Удар носком стопы (ти-цзяо)
卽用脚尖向前挑起,脚面宜平,脚尖挺出。其所踢的高度,可儘能力之所及。但宜慢慢提起,而非如外家之向上直踢也。例如「披身踢脚」是。如(1)圖。
При выполнении удара ступня поднимается вперед и вверх, подъем стопы выпрямлен параллельно земле, носок стопы вытянут вперед [ударная часть]. Высота нанесения удара зависит лишь только от вашего умения; единственное, что обязательно: стопа поднимается вперед-вверх медленно и плавно – не так, как это принято во «внешних» стилях, где такой удар походит на лягание ногой.
Например, применяется в позициях «Прикрыв тело, ударить ногой». Как на фотографии 1:
(2) 蹬脚 | Припечатывающий удар пяткой (дэн-цзяо)
其式略與踢脚同。但踢脚的用意在脚尖,而此則用意在脚跟。足尖向內鈎,足跟向外挺。例如「轉身蹬脚」是。如(2)圖。
Этот удар во многом схож с нанесением удара носком стопы, только при ударах ти-цзяо присутствует намерение нанести удар кончиками пальцев, тогда как здесь смысл заключается в припечатывании пяткой ступни. Носок стопы загнут вовнутрь, пятка выставлена наружу.
Например, применяется в позиции «Развернувшись, припечатать пяткой».
Как на фотографии 2:
(3) 擺蓮脚 | «Сметающий лотос» удар ногой (байлянь-цзяо)
腿脚圓轉如風之擺蓮,所以稱做擺蓮脚。腿提起時略成圓轉的形狀,其用意在足的外側面。如(3)圖。
Нога и стопа в круговом движении уподобляется порыву ветра, что сметает цветы лотоса, отсюда и название – «стопой смести лотос». При ударе нога поднимается и бьет по круговой траектории, намерение – нанести сметающий удар внешней стороной стопы.
Как на фотографии 3:
三,掌法
3. Методы (удары) открытой ладонью (чжан-фа)
(1) 陽掌 | «Янская» ладонь (Ян-чжан)
無論手掌或立或橫,凡手心向外或是向上的,皆稱做陽掌。作陽掌時,手尖翹起,手指微舒,肘尖下墜,前臂微向下彎。例如「太極出手」之右手,「提手上勢」等。如(1)圖。
Неважно, держится кисть руки вертикально или поперек относительно тела, но если центром ладони она обращена наружу или же вверх, то называется «янской» ладонью. В применении «янской» ладони кончики пальцев кисти задраны вверх, пальцы слегка разведены, сгиб локтя «падает вниз» (всегда расслабленно свешивается вниз), передняя часть предплечья слегка изогнута [в запястье].
Например, применяется в позициях: «Вытянуть руки [открывая] Тайцзи» для правой руки, «Поднять вверх руки» и др. Как на фотографии 1 [правая рука]:
(2) 陰掌 | «Иньская» ладонь (Инь-чжан)
卽掌心向下或向內的名稱。作陰掌時,手背與臂成平行線,手指微舒,例如「太極出手」之左手,「攬雀尾」(二)之左右手是。如(2)圖。
Когда центром ладони кисть руки обращена вниз или вовнутрь, то отсюда и название – «иньская» ладонь. Применяя «иньскую» ладонь, тыльная часть кисти и предплечье образуют прямую линию, пальцы слегка разведены.
Например, применяется в позициях: «Вытянуть руки [открывая] Тайцзи» для левой руки, «Схватить воробья за хвост (2-е движение)» и для левой, и для правой рук. Как на фотографии 2 [левая рука]:
(3) 立掌 | Вертикально [стоящая] ладонь (ли-чжан)
立掌形式與陰掌同。惟掌立起,掌心或掌背分向左右。指尖向上或向前。例如「攬雀尾」(一)「下勢」等。如(3)圖。
Вытянутая вверх (вертикальная) ладонь совпадает по форме с «иньской» ладонью, за исключением того, ладонь, поднятая вертикально (ли-чжан), отличается тем, что центр ладони и тыльная часть смотрят «влево-вправо» (т.е. в боковые стороны от себя). Кончики пальцев или смотрят вверх, или вытянуты вперед.
Например, применяется в позициях: «Схватить воробья за хвост (1-е движение)», «Низкая поза» и др. Как на фотографии 3:
四,拳法
4. Методы ударов кулаком (цюань-фа)
太極拳之拳法稱做捶法。其形式可分手與臂兩部分說明。手握成拳時,食,中,無名,小指等宜微鬆捲起,外面甚平。姆指前節垂直,加於食中兩指之上。手背與臂成直線。肘下垂。(各種捶法皆本此意)例如「肘底看捶」「搬攔捶」等。如上圖。
В тайцзицюань методы нанесения ударов кулаками цюань-фа называют образно – чуй-фа – методы «вколачивания, вбивания [кулаками]». В объяснении следует разделиться на две части: как формируется кулак, и как он держится относительно предплечья. Когда кисть сжимается в кулак, то указательный, средний, безымянный пальцы и мизинец должны быть несколько расслабленно «свернуться» [вовнутрь к центру ладони] так, чтобы внешняя сторона [ударной плоскости кулака] была ровной. Большой палец накладывается сверху, перпендикулярно придавливая сверху [вторые фаланги] указательного и среднего пальцев. Тыльная часть кисти и предплечье вытянуты в одну линию. Локоть [при выполнении удара] опущен вниз. (Эти пункты обязательны при любом типе нанесения ударов кулаком чуй-фа).
Например, применяется в позициях: «Скрытый (коварный) удар кулаком из-под локтя», «Отклонить, задержать и ударить кулаком» и др. Как на фотографии вверху.
五,爪法
5. Метод когтеобразной кисти (чжао-фа)
五指集攏,向下垂直,如雀爪提起時的形狀。手尖與腕部略成半圓形,例如「單鞭」是。如左圖。
Все пять пальцев собираются вместе [в горсть] и свешиваются точно вниз, напоминая по форме поджатые лапки воробья, когда он взлетает [отталкиваясь от поверхности]. От кончиков пальцев до запястья кисть принимает форму полуокружности.
Например, применяется в позициях «Одиночный кнут».
Как на фотографии:
Просьба к увАутору прокоментировать фото 4 и 5. А точнее наклон в формах, так называемые три заставы на одной линии. Нету привычного для Ян подвешенной за бай хуэй центрированности позвоночника. Тема уже вскользь поднималась, но тут, уж очень хорошо видно. И в исполнении мастера.
просто рома:
"прокоментировать фото 4 и 5. А точнее наклон в формах, так называемые три заставы на одной линии. Нету привычного для Ян"
А что комментировать? Это У не Ян, тут так учат.