Фа ли или Фа цзинь переводится с китайского как выброс усилия. Если говорить обобщенно, то это взрывное резкое движение, которое производится за счёт внутреннего мощного взрыва энергии. Чаще всего это выглядит как атакующее или контратакующее действие.
В нашей школе Фали – это целый раздел, который изучается на протяжении многих лет параллельно с другими видами тренировки.
Некоторые люди, когда делают Фали, как-то несерьёзно относятся к этому. Очень неохотно делают выброс – становится понятно, что таким Фали человек не сможет поразить противника, если возникнет такая необходимость.
Я понимаю, когда кто-то интересуется только оздоровительным аспектом тайцзицюань, или человек в преклонных годах не хочет растрачивать слишком много энергии. Но часто люди, которые рассуждают о применении боевого искусства в конфликтной ситуации, очень мало тренируют Фали.
В Китае есть такая поговорка: "Каждый удар должен быть красным". Это значит, что если Вы решили ударить вашего врага – нужно бить так, чтобы нанести ему серьезный урон. Эта поговорка полностью применима к Фали в тайцзицюань.
С другой стороны, не нужно форсировать выброс усилия за счет мышечного напряжения. Так как на самом деле Фали происходит за счет взрыва ци в максимально расслабленном (фансун) теле. Иначе напряженное тело затормозит и погасит усилие, и выброс получится внешним – и не причинит большого вреда, а только косметические внешние повреждения.
Фали для тайцзицюань можно назвать искусством в искусстве, и этот раздел требует тщательного и вдумчивого изучения.
Спасибо
Рад, что с пользой!
Фа Ли и Фа Цзинь - разные по сути, как и по названию. Фа Ли - выброс "грубой" физической силы, той самой Ли, которую по принципам не используют в тайцзицюань ("Не используй Ли, но используй И и Ци", как написано в трактате). Фа Ли - именно то, что использует мышечные напряжения. Фа Ли вы можете наблюдать в Ченевском Паочуй, в Бацзицюань.
Уважаемый Ulv.
То, что вы написали тут - очень однобоко и ограничено, т. к. у разных китайских мастеров тайцзицюань принято по-разному называть то, что по сути является одним и тем же. Некоторые говорят Фа Цзин, другие Фа Ли, есть такие, что говорят Фа Цзир. В реальности это является практически тем же самым (с учётом стилевых и индивидуальных особенностей).
Я так понимаю, что вы недавно на этом сайте, иначе вы бы обратили внимание, что здесь придерживаются норм поведения, где не приветствуются высказывания, такие как: "использует мышечные напряжения. Фа Ли вы можете наблюдать в Ченевском Паочуй".
Поэтому, если вы хотите здесь диалога - то, пожалуйста, соблюдайте нормы поведения и оставьте свой менторский тон. Иначе долго вы тут не задержитесь.
Ulv:
По поводу трактатов тоже всё не однозначно. Вот например у Малявина:
"среди мастеров тайцзицюань бытуют поговорки: «сила проходит через спину (в данном случае употреблен знак ли, представляющий родовое понятие силы)»"
Author:
Ничуть не собирался кого-то поучать. Прошу прощения, что представил все так. Может моя мысль выглядит слишком кратко и уверенно, но это потому, что основана на словах людей, которым я доверяю. Поясню свою мысль.
Есть выброс Ли (использует напряжения мышц), а есть выброс Цзинь (не основана на напряжении мышц, используется в тайцзи). Один мы называем Фа Ли, второй Фа Цзинь. И с нашей точки зрения, практически они принципиально разные. При этом я понимаю, что термины могут не совпадать с вашими.
Я не являюсь человеком, практикующим Фа Ли или Фа Цзинь, и ни разу на себе не испытывал это. Это мои наблюдения плюс мнения. Наблюдал только в интернет-роликах, к сожалению. Насчет Фа Ли наблюдения следующие: вначале используется расслабление (возможно, для создание целостности и управляемости силой), затем идет удар с использованием напряжения. Именно это я наблюдал в стилях, написанных мною выше. В Фа Цзинь напряжения мышц не наблюдал. Мое личное мнение может и дилетантское, но я не понимаю, как по-другому можно сделать выброс физической силы всего тела, если не так.
Вашу мысль про то, что для Фа Цзинь могут использовать такие слова, как "Фа Ли" и "Фа Цзир", я понимаю.
Прелюбопытнейший подход к явлению… А если рассмотреть его с позиции написания иероглифов? Вот написание иероглифа力(ли) – сила (грубая, мускульная), а так пишется понятие勁 (цзинь), то таинственное внутреннее усилие-цзинь. Состоит оно из двух графем: 巠цзин (русло реки), которую можно ещё раз разбить на две понятийные составляющие – 巛川 чуань (река, поток) и工гун (работа, труд), т.е. то, что с большим трудом пробивает речной поток, на протяжении многих и многих лет…
Проводя аналогию, можно предположить, что внутреннее усилие-цзинь 勁 – это та грубая сила, но выпестованная в течение долгого времени непосильным трудом, на истекание которого откликается каждая малая мышца твоего тела, да, вдобавок, подкрепленная высокой психологической накачкой и т.д. Вот и получается, что усилие-цзинь – это та же сила, которая…
Ulv:
"выброс Цзинь (не основана на напряжении мышц, используется в тайцзи)"
В реальности в человеке ничего не может напрягаться и выделять силу или усилие кроме мышц. В любом случае используется напряжение мышц.
Просто то, что в тайцзицюань считается ошибкой это т.н. дзо ли. Чтобы понять, что это такое можно напрячь руку и ударить ею. Это и есть неправильное локальное напряжение.
Когда мы говорим о цзинь, то сила проходит через всё тело и напряжение не мешает этому. Все векторы складываются и резко выстреливают в цель. Некоторые мастера иногда добавляют в конце лёгкое напряжение бьющей конечности, для проламывающего эффекта. Но назвать это ошибкой было бы не корректно.
Krok & Co:
"Проводя аналогию, можно предположить, что внутреннее усилие-цзинь 勁 – это та грубая сила, но выпестованная в течение долгого времени непосильным трудом, на истекание которого откликается каждая малая мышца твоего тела"
Отлично сказано!
Author:
Ну да, что-то же должно генерировать силу. Я тоже не знаю, что еще ее может генерировать, кроме мышц. Хотя у мастеров не видно, что они что-то напрягают, кого-то толкают. Что-то видно конечно (структура, например, вытянутые пальцы). Внешне движения минимальны, а эффект удивителен. А попробуй скажи на занятии: "расслабляй а потом применяй силу всех мышц" - и ведь все будут напрягаться, и получится Ли. Говорят обычно обратное - "не напрягай".
Без привязки к этому анализу, в своей (и нашей) практике под напряжением я понимаю заставу. Если есть напряжение - значит там нет мысли, нет целостности, нет проходимости. Но я думаю, вы и сами это знаете. Тут опять разница в толковании слов.
Появилась такая мысль. Может быть то, что у нас называется Фа Ли - это общее усилие всего тела, но в момент выброса не контролируется мастером, в отличии от Фа Цзинь. Эффективно? Да. Может быть даже начинается одинаково с нашим Фа Цзинь. Но продолжает по-другому.
В том, что я принял за Фа Ли в роликах тех внешних стилей (выше писал про них), ведь внешние движения ярко заметны. Может быть и здесь кроется разница.
Выше написано о фали. Это метод или способ для тренировки. Для выработки энергии и использования фацзин. Фацзин это выброс усилия. Каторая рождается в тандеме. В ци хай. И передается в расслабленном теле в любой участок тела . Используя все тело .как разгон всей массы.в нужную цель. Но чтоб был разрушающий эффект в конце при контакте нужно напряжение и т.д и т д.