На днях стал свидетелем общения инструкторов нескольких различных направлений тайцзицюань. Речь шла о следующем: раз тайцзицюанцев в последнее время побивают все кому не лень, и нет видео впечатляющих боёв от мастеров прошлого, то нужно сдаться признать тайцзицюань не боевым искусством, а чем-то другим (но чем конкретно – я так и не понял ). И что те чудесные боевые навыки, о которых говорится в легендах, - это чуть ли не коварный китайский план по усмирению диких западных варваров: подсунули нам нерабочий фэйк, чтобы сделать нас слабее.
Самое смешное, что некоторые из собеседников время от времени вставляли не к месту: “но мой-то мастер истинное тайцзи преподаёт, исконно-посконное ведь”, как будто боялись отпустить эту мысль – подобно рыбаку, сброшенному волной в бушующее штормовое море и уцепившемуся за борт лодки. Такое ощущение, что если они перестанут повторять эту мантру про “истинное”, их рассудок безвозвратно унесёт куда-то вдаль .
Так стоит ли сдаваться и объявлять тайцзицюань (а то и всё ушу махом) небоевым искусством? Спешу поделиться своим мнением на этот счёт.
Тайцзицюани разные бывают
На сегодняшний день под словом (или брендом?) тайцзицюань промышляет огромное количество разношерстной публики, и каждый считает своё направление истинным. Все эти направления могут существенно отличаться друг от друга, как ньюфаундленд от чихуахуа в мире собак. Представители одних направлений часто не желают ассоциироваться с другими направлениями. Например: бесконтактники считают занимающихся соревновательными видами туйшоу праацивными вульгарными, а те в ответ считают их трюкачами и сектантами.
Эту ситуацию часто пытаются разрулить при помощи различных эпитетов, чтобы разделить эти подстили. Например: “гуманитарное тайцзи”, “оздоровительное тайцзи”. Те, кто хочет развивать прикладное тайцзи, называют себя “практическим тайцзи”.
Трудно объективно судить, что из этих направлений “истинно”, а что “исконно”. Я думаю, что ни одно из этих направлений не является “исконным”. В принципе, такое разделение – это нормальныя попытка упорядочить ту неразбериху, которая присутствует в современном тайцзи.
В качестве яркого примера приведу видео, которое тоже озаглавленно "тайцзи", но тайцзи ли это? И кто из нас вообще вправе об этом судить? Но ассоциироваться с этим как-то не хочется:
Дефицит адекватности
Одно из самих странных явлений: у многих от этой неразберихи в тайцзи полностью вышибает чувство самосохранения здравый смысл. Часто человек занимается некой формой “гуманитарного” тайцзи, но реально входит в образ непобедимого героя и бросается на профессиональных файтеров как мотылёк на свечу.
Я имею в виду следующее: человек делает формы тайцзицюань – с веером там, или с деревянным фаллоимитатором рулером. Иногда он может делать то, что называется “фиксированным туйшоу”. Он не занимается целыми днями спаррингами, не пробует своих сил с замотивированным противником. Но при этом искренне считает, что готов выстоять против серьёзных бойцов. И летит наш мотылёк на поругание и побиение. Чихуахуа поверил в себя и бросился на бультерьера – результат предсказуем. Видео в тему:
Заговор против западных варваров?
Уверен, что нет. Хотя я готов признать, что продвижение боевых искусств Китая (в том числе и тайцзицюань) осуществлялось чуть ли не на государственном уровне. Помню эти документальные фильмы 80-90-х о том, как полезно ушу, – уж очень похожи они на пропаганду. Но в Китае, как и у нас, люди задают те же самые вопросы к тайцзицюань, многие у них тоже пытаются разобраться, что с этим делать и куда двигаться дальше.
В тему – большой фильм с пропагандой ушу. В нём засветились: Джет Ли, Сунь Цзянь Юнь, У Инхуа, Чэнь Сяован, Фэн Чжицян:
Миф ли прикладной тайцзицюань?
Думаю, что нет. Я сейчас не буду говорить о Ян Лучане – поскольку это было очень давно, и точных фактов у нас нет. А вот в конце 30-х годов в Китае проводились всекитайские соревнования по гошу (контактные бои) – известный многим факт, и сохранились данные о призёрах и направлениях, которые они представляли: около трети из них представляли тайцзицюань. Думаю, это был не “гуманитарный” тайцзи
Что с практическим тайцзицюань сейчас?
Я точно знаю, что в мире есть очень хорошие прикладные специалисты тайцзицюань. Есть в Китае, есть в ЮВА, и есть на Западе. Они у нас малоизвестны. Почему – это тема для отдельной статьи. Они не тренируются с веерами и фалл… рулерами. Даже форму редко делают. Занимаются много соревновательным туйшоу, участвуют в поединках, выставляют своих учеников на соревнованиях саньда и гошу. Их уровень – по мировым стандартам – конечно, любительский. Но это уже точно не чихуахуа.
Один из таких людей – Тянь Цзиньлун, о котором я уже рассказывал. Также выкладывал его видео в статье “Тайцзи в боксёрских перчатках”. Недавно видел его недемонстрационный туйшоу-поединок с одним парнем – призёром региональных соревнований по туйшоу, очень сильным и опытным ньюфаундлендом специалистом по тайцзи. Так вот: Тянь Цзиньлун, который уже в возрасте, зашвырял его как ребёнка. Очень мощное тайцзи, и заметьте: у него нет сети филиалов по всему миру, и он не “гастролирует” тут и там – просто тренирует в небольшой провинциальной школе . Посмотрите его видео с тренировками по туйшоу: