В статье “Что за мастер побил бойца MMA Рэмси Дьюи?” есть интересный момент. Дьюи упомянул, что тот мастер тайцзицюань, с которым он имел дело, обладал некими выдающимися гимнастическими навыками. О каких именно навыках могла идти речь?
Рискну предположить, что это была разновидность “Тун цзы гун” – аутентичного китайского аналога хатха-йоги. И сегодня я открываю цикл коротких статей, в которых буду рассказывать об истории и современном состоянии этого малоизвестного искусства.
Название “Тун цзы гун” – “Искусство подростка” имеет несколько версий происхождения:
1. Эти наработки могут в полной мере раскрыться только в детстве – пока тело гибкое и податливое.
2. Занимаясь этими упражнениями, взрослый человек может частично вернуть себе гибкость подростка.
И еще один вариант, который мне кажется наиболее рациональным (хотя и не отрицает первых двух):
3. Этому искусству обучали детей, чтобы демонстрировать на ярмарке за деньги.
Традиционно в китайском обществе тун цзы гун связывают с буддизмом, что может указывать на связь с индийской традицией. Хотя я думаю, что это верно лишь отчасти.
Дело в том, что в старом Китае многие монахи не были привязаны к какому-либо монастырю, а попросту бродили от города к городу. Чтобы прокормиться, они давали представления. Зачастую демонстрация, кроме боевых искусств, включала набор акробатических, гимнастических и сверхгибких упражнений – который и стал прообразом тунцзыгун. В Китае имперского периода и позже такие выступления стали привычным явлением. Распространённым было использование этих упражнений мастерами боевых искусств в качестве физической подготовки.
На этом видео – демонстрация тунцзыгун в 1910 году: