Интересный стереотип наблюдаю в сознании многих людей, когда речь заходит о тайцзи. Они искренне полагают, что лучший тайцзицюань практикуется в горных монастырях или глухих деревнях – якобы в максимальной секретности, вдали от посторонних глаз, так сказать.
Если и вы так считаете, то вынужден вас разочаровать: это не более чем миф.
Да, традиционно считается, что тайцзицюань был создан в горах Уданшань. По другой традиции – тайцзицюань был создан в секретной селухе. Но, тем не менее, если мы рассмотрим развитие тайцзицюань в исторически обозримой перспективе, то обнаружим, что он практиковался не в горах, монастырях и сёлах, а в основном в крупных городах.
Давайте, например, вспомним, что писал мастер Ло Хунюнь о нехватке тайцзи-инструкторов в провинции, и то, как он посещал крупные города, чтобы тренироваться тайцзи.
Хорошее тайцзи не задерживалось надолго в деревнях. Мастер Ян Лучань при первой же возможности перебрался в Пекин. Также об этом говорит и история мастера Чень Факэ, который в детстве не видел своего отца – так как тот, будучи подкован в боевых искусствах, работал в охранном бизнесе в городе. Сам Чень Факэ, став искусным бойцом, также покинул своё село и перебрался обучать в Пекин.
Таких примеров множество – и я думаю, мы без труда можем отследить развитие целых направлений тайцзицюань по линии Пекин-Шанхай-Гонконг. Это линия урбанистического развития и подъёма благосостояния населения городов.
Сегодня множество людей испытывают восторг при виде мужика в даосской шапке, совершающего экзотические движения рук. Но каков уровень этого “даосского” тайцзицюань? На основе многих наблюдений вижу, что уровень зачастую посредственный, а чаще – даже ниже.
В больших же городах, где существует масса школ и мастеров, где присутствует конкуренция и сообщество, тайцзицюань представленно на уровень качественней.
Недавно я посмотрел видео о том, как один современный мастер тайцзи, Джеймс Лау Кинг, посетил Удан и померился силами в туйшоу с инструкторами “даосского” тайцзи. И несмотря на то, что все они в даосских шапках, видно, что их уровень сильно уступает Кингу.
На этом видео мастер очень тонко “зацепил” даоса – и судя по всему, тот сам это признал:
На следующем видео даос оказался пободрее и активнее, но тоже не смог продемонстрировать преимущества монастырского тайцзи:
Вывод: поменьше обращайте внимание на внешние атрибуты и экзотику, побольше уделяйте внимание практическим занятиям тайцзи