О тайцзи и о цюане

Занятия тайцзицюань для здоровья, боевых навыков и самосовершенствования.

Воинам тайцзи

Разделы: Яншен, Принципы тайцзи, Техника тайцзи
19 августа 2013

Воины тайцзи

Как же часто в среде отечественных поклонников тайцзи-цюань мне доводится слышать о том, что тайцзи – это самое боевое искусство на свете, и просто люди, которые им занимаются, делают это неправильно! На вопрос, что же они делают неправильно, получаю ответ, что на самом деле нужно не медленно, а быстро, не расслабленно, а с силой. И что раньше тайцзи занимались для того, чтобы использовать в кровавом бою.

Существует и такая версия, что китайские мастера хранят в секрете настоящее боевое тайцзи, а западным людям дают ложную версию.

С другой стороны, поклонники спортивных единоборств – таких как бокс, самбо, спортивное каратэ – часто критикуют тайцзи-цюань как средство боя, называя это балетом, гимнастикой и т.д. Так кто же прав?

Озвучу своё мнение по этому вопросу.

Начну с китайского ушу вообще. Мы знаем, что, по легенде, буддийский монах из Индии Бодхидхарма (Да Мо) принёс в монастырь Шао Линь боевое искусство ушу. Давайте же внимательно вдумаемся в эту легенду. По преданию, Бодхидхарма обучил монахов после того как увидел, что они немощные и больные. То есть, научил их ушу для того, чтобы те поддерживали здоровье! И это традиционная история происхождения Шаолинь цюань – направления, которое считается одним из самых жёстких и боевых в Китае.

Конечно, это только легенда, но она показывает отношение самих китайцев к боевым искусствам: в первую очередь – как к системам развития человека и укрепления здоровья, и только после этого – как к боевому ремеслу.

Тайцзи-цюань по традиции связан с идеями даосизма, поэтому развивающий и укрепляющий аспекты в нём значительны; боевое ремесло уходит на задний план, хотя, конечно же, не исчезает вовсе. Об этом, кстати, писали многие авторитеты в тайцзи-цюань, спорить с которыми адекватный человек вряд ли станет. Сунь Лутан, например, целью занятий боевыми искусствами считал возможность прожить жизнь без болезней. Вот что он писал об этом:

Все это — не просто упражнения, а техника внутреннего самосовершенствования и укрепления здоровья, которую необходимо доводить до высочайшего мастерства. Именно в этом ее великая польза человеку.
Благородный муж совершенствуется непрерывно. Это относится и к укреплению здоровья, и к развитию внутренней силы.

Последователи «боевого» тайцзи приводят в пример мастера Ян Лучаня, которого называли «не имеющий соперников», и утверждают, что после него тайцзи стало деградировать. Но не многие знают, что с Ян Лучанем у его учителя Чень Чансина обучался ещё один ученик по имени Ли Бокуй – но он как раз больше развивал оздоровительный аспект тайцзи-цюань. Вот что об этом известно:

Окончив обучение, Ли Бокуй был приглашен в провинцию Шаньси преподавать кулачное искусство в одной из религиозных школ. Упор в обучении он делал больше на алхимические аспекты тайцзицюань, которые способствовали «вскармливанию жизни» и обретению долголетия, его даже прозвали «Ли – золотая пилюля» (цзиньдань Ли-цзя)

Сохранился также текст, приписываемый учителю Ян Лучаня, Чэнь Чансину, который содержит такой отрывок о тайцзи-цюань:

Это не только истинное наследие предков в области боевых искусств, это ещё и истинная драгоценность урегулирования тела и вскармливания ци.

Обратите внимание, как подчёркивается важность оздоровительного аспекта – «истинная драгоценность» – это о многом говорит. Эти отрывки свидетельствуют о том, что и до Ян Лучаня в тайцзи-цюань ценился оздоровительный аспект.

Что же до прикладной стороны тайцзи – то, конечно, было бы ошибкой совсем его игнорировать, так как этот аспект является одной из главных составляющих тайцзи-цюань. Но развивать его настолько, чтобы в современном мире стать «не имеющим соперников», я думаю, не имеет смысла. Дело в том, что прикладной аспект тайцзи развить до такого уровня очень нелегко, так как он должен соответствовать особым принципам. Об этих принципах я упоминал в статье «Особенности тайцзицюань как боевого искусства». А вот отрывок из книги Ву Тунаня, в котором описываются эти принципы:

Четырьмя главными принципами «внутреннего» искусства Чжан Саньфэна являлись:
  1. «неподвижностью контролировать движение» (и цзин чжи дун),
  2. «мягкостью преодолевать жесткость» (и жоу кэ ган),
  3. «медленностью побеждать скорость» (и мань шэн куай),
  4. «в одиночку обороняться от толпы» (и гуа юй чжун).
Если не работает хотя бы один из этих четырех принципов, то это уже не тайцзицюань, не искусство «внутреннего» направления.

Кому сейчас придет в голову выступать, например, на соревнованиях MMA, используя эти принципы? Но если такой герой реально появится – обещаю, что буду «болеть» за него smile

facebook.com twitter.com livejournal.ru blogger.com
Комментариев: 37
  1. 2013-08-19 в 23:06:54 | nikola

    Низкий поклон Автору, Вы постоянно расширяете мой взгляд на Тайцзи.shok

    А насчёт боёв, - прекрасно было бы видеть проявление различных интересных философий (как восточных так и отечественых) не только на бумаге, но и в телодвижениях. А то часто с горестью приходится наблюдать как адепты различных течений перед лицом опасности судорожно принимаются двигатся на манер кикбоксинга, а то и просто сельского забиякиboredom

  2. 2013-08-20 в 12:33:26 | Аноним

    Присоединяюсь со словами благодарности автору. Статья открывает глаза на многие вещи.

    Спасибо!

    Много таких, которые пытаются на словах тайцзи сделать боевой машиной,а на деле ничего сами не могут показать.

  3. 2013-08-20 в 23:01:14 | Аноним

    А разве не переводится УШУ как "боевое искусство"? А цюань как "кулак"?

    Конечно на сегодня оздоровительный аспект более актуален, но может не стоит забывать истоки и переворачивать все с ног на голову?

    Вы хотите сказать, что Ян Лучань и Сунь Лутан (к примеру) не могли быть хорошими бойцами?

    Или я может чего-то не понял?

    (простите за такое количество вопросов - часть из них риторические smile)

  4. 2013-08-20 в 23:38:25 | Author

    Аноним:

    "А разве не переводится УШУ как "боевое искусство"? А цюань как "кулак"?"

    А "Ни Вань" разве не переводится как "глиняный шарик", но ваша голова ведь не из глины? Так что заниматься дословным переводом, не опираясь на культурный контекст, неблагодарное занятие.mocking

    "Вы хотите сказать, что Ян Лучань и Сунь Лутан (к примеру) не могли быть хорошими бойцами?"

    Где Вы это вычитали в статье? Читайте внимательнее. Они могли быть бойцами, но почему-то Сунь Лутан не написал, что цель занятий тайцзи - убить всех врагов, а написал, что жить без болезней до старости. Или, по-вашему, Сунь Лутан тоже участвует в заговоре китайцев против лаоваев?lol

    В статье я привёл много высказываний авторитетнейших мастеров о ценности саморазвития и здоровья в тайцзи, так что это вопрос - где голова, где ноги.sarcastic

    Видите, если включить здравое мышление, многое окажется не таким уж и риторичным.

  5. 2013-09-14 в 01:05:38 | OLeg

    "В здоровом теле - здоровый дух" - истертая фраза - и великолепная для понимания сути тайцзи. Аспект духа (шень) - главный аспект в практике тайцзи. Не работа с энергиями (ци), а работа с духом (шень) - основа практики в старых школах тайцзицюань. Только подняв дух, адепт приходит к гармонизации всех внутренних энергий и достижению внутреннего равновесия и здоровья. Боевой аспект в тайцзи вообще никогда не рассматривался. Бой - это противостояние двух враждующих сил. Мастер тайцзицюань никогда не будет никому противостоять. Если вы попробуете атаковать мастера тайцзи, он присоединится к вам и обрушит вашу агрессию на вас же - он никогда никого не буде рассматривать как противника, а только лишь как партнера. Уходить от внутренней и внешней агрессии - вот чему стоит поучиться нападающему у мастера тайцзи. Только в глубинном отсутствии боевого аспекта в тайцзицюань можно найти то искусство, которое способно укротить любую агрессию. Парадокс искусства тайцзи в том, что только когда адепт тайцзи забудет о противостоянии и борьбе - он овладеет искусством мягким усмирять жесткое. Только дух (шень) позволяет мастеру тайци в каждой позиции дацзя (большого каркаса) достигать своего предела и благодаря этому предельному состоянию рождает в нем способность выпускать усилие. Противоречия, бои, агрессия и драки этому не научат - забудьте о них - и вам откроется суть тайцзицюань, а сердце подскажет правильный путь.

  6. 2013-10-12 в 16:44:22 | Lao Mao (Старый Кот)

    а куда мой комментарий подевался? писал часа 2

  7. 2013-10-12 в 18:31:46 | Author

    Lao Mao:

    Вижу только Ваш коммент к другой статье, больше не было:

    http://taichiquan.info/page/taichi-vs-thai-boxing

  8. 2013-10-20 в 21:47:53 | Лао Мао (Старый Кот)

    пропал коммент, да и Бог с ним... второй раз уже неохота писать... а вообще - сайт нравится, хотя и не со всем я согласен!

  9. 2013-11-04 в 21:39:51 | Author

    Лао Мао:

    "сайт нравится"

    спасибо blush

    "не со всем я согласен!"

    это нормально sarcastic

  10. 2013-11-12 в 22:22:37 | Author

    Лао Мао:

    отвечаю здесь на Ваш вопрос предложенный в качестве дискуссии в другой статье:

    "будет ли значительным оздоровиьельный эффект от занятий тайцзи цюань при отсутствии изучения боевого применения"

    Ответить будет не сложно, так как в нашей школе все составляющие тайцзи тесно переплетены друг с другом, и развитие одного происходит через развитие другого, усиливая. Это не пустые фразы, а вопрос методологии. Но акцентировать на этом аспекте в ущерб другим - вот с этим я и не согласен.

  11. 2013-11-12 в 22:38:56 | Лао Мао (Старый Кот)

    ну как уж тут не акцентировать то? вопросы методологии архи важны!!! это в НАШЕЙ школе все составляющие переплетены, так ведь (как здесь на сайте сказано) - это не единственный стиль ТЦЦ. мне вот приходилось слышать мнение одного китайского мастера ТЦЦ......(здесь должна стоять его фамилия).... smile, что вот, дескать 21 век, пистолеты, пулеметы и атомная бомба, зачем вообще учить боевое применение ТЦЦ? вот оздоровительный эффект - он значителен и другого от практики ТЦЦ требовать и не надо....

    я пока придержу свои комментарии - интересно как народ выскажется

  12. 2013-11-13 в 00:19:22 | nikola

    Я не эксперт. Просто влюблён в ТайЦзи blush:

    Вижу всётаки Тайцзи в образе некоего зрелого мужа который и стишёк накатать неслаб на философскую тему. И за землю матушку оплеуху вражине неразумной отвесить в воспитательных целях завсегда готов.

    Обобщаю: Тайцзи- монада инь ян.(беспредельнось Великого предела) нельзя развивать что то одно в ущерб другому. А так, без боевого осмысливания- некоего стимула для просыпания Силы. Танцуй себе в стиле релакс- извините меня но не прёт, вот.

    Извините что позволил тут себе писанину. Больно Ваш диалог понравился живой- держу руку на пульсе так сказать для поддержки разговора Вашего.

    С ув. nikola

    P.S.- кстати сдесь нет обратной связи с авторами комментариевblush

  13. 2013-11-13 в 00:31:07 | nikola

    А насчёт оздоровления -хм... Деликатная тема, думаю как раз при оздоровлении все боевые вещи в сторону- пока не восстановишь минимума необходимого здоровья. Как говорится с большого бодуна(обобщаю)- лежишь и дишишь. А уж потом конечно и боевая подготовка.

    Тоесть если человек в состоянии стоять и хоть немного передвигатся и делать форму то обязательно представление боевого применения- это Святое)

  14. 2013-11-13 в 07:02:29 | Лао Мао (Старый Кот)

    Autor, можно личные данные здесь указывать, в комментах?

  15. 2013-11-13 в 07:11:30 | Лао Мао (Старый Кот)

    Тайцзи- монада инь ян.(беспредельнось Великого предела) nikola, не в обиду, не путайте понятия: велико-предельное Тайцзи 太極- это одно, а бес-предельное 無極 это другое! См. источник - Дао Дэ Цзин (道德經)писателя Лао Цзы. drinksbye

  16. 2013-11-13 в 07:12:36 | Лао Мао (Старый Кот)

    пардон, бес-предельное У Цзи 無極

  17. 2013-11-13 в 08:37:51 | nikola

    Лао Мао (Старый Кот)- "не путайте понятия: велико-предельное Тайцзи"

    смотрю в перспективу

  18. 2013-11-13 в 08:54:47 | Лао Мао (Старый Кот)

    Стремления зрю в человеке другом —

    Обдумав его, разбираю его.» (Перевод А. А.Штукина) drinksbye

  19. 2013-11-13 в 09:03:13 | nikola

    Лао Мао (Старый Кот)

    "Стремления зрю в человеке другом —

    Обдумав его, разбираю его.» (Перевод А. А.Штукина)"

    Спрячусь за занавеской- " В начале воздух спокоен – это состояние У-цзи. Затем начинается ветерок, превращающийся в торнадо – т.е. воздух переходит в состояние Тай – цзи. Но торнадо существует лишь некоторое время, потом ветер затухает и все возвращается в исходное состояние, т.е. Тай-цзи возвращается в У-цзи. "

  20. 2013-11-13 в 09:28:53 | nikola

    В каком городе можно встретить Лао Мао (Старый Кот) ? Если не секрет конечно.

  21. 2013-11-13 в 14:28:30 | Лао Мао (Старый Кот)

    не секрет. вообще то - Подмосковье, город Дедовск. но можно и в Москве - регулярно там бываю smile)

  22. 2013-11-13 в 20:06:39 | Лао Мао (Старый Кот)

    давайте по Гамбургскому счету.

    Начну с китайского ушу вообще. Мы знаем, что, по легенде, буддийский монах из Индии Бодхидхарма (Да Мо) принёс в монастырь Шао Линь боевое искусство ушу. Давайте же внимательно вдумаемся в эту легенду. По преданию, Бодхидхарма обучил монахов после того как увидел, что они немощные и больные. То есть, научил их ушу для того, чтобы те поддерживали здоровье! И это традиционная история происхождения Шаолинь цюань – направления, которое считается одним из самых жёстких и боевых в Китае.

    это не совсем так. по легенде, Бодхидхарма никакого ушу, конечно же не "приносил". он стал замечать, что практика Чань буддизма и скудное питание источают здоровье монахов, поэтому он стал преподавать монахам цигун, получивший название Да Мо Ицзинцзин, что означает "канон о преобразовании мышц и сухожилий". Цигун этот в практическом плане представляет собой упрощенную йогу, которой, по видимому, Бодхидхарма владел. Боевое искусство Шаолиня, как система воинской подготовки монахов-воинов, по-видимому, сложилось позже и представляло собой именно боевую систему для охраны монастыря.

  23. 2013-11-13 в 20:30:59 | Лао Мао (Старый Кот)

    не в огорчение будет сказано, но согласитесь, все таки термины "цигун" и термины "ХХХ цюань", где ХХХ - название школы, а "цюань" это кулак - вещи то разные. у китайцев каждый иероглиф несет за собой определенное понятие. и если в названии школы присутствует иероглиф "цюань", то это боевая система!!! другое дело, что занятие боевыми системами, в отличии от футбола с пивом у телевизора, несомненно приносит занимающемуся здоровье.

    Кому сейчас придет в голову выступать, например, на соревнованиях MMA, используя эти принципы? Но если такой герой реально появится – обещаю, что буду «болеть» за него smile

    а вот это - едва ли когда нибудь произойдет. для того, чтобы в полной мере освоить боевое применение ТЦЦ, неодходимо потратить значительное количество времени. в древних трактатах говорится "десять лет не выходи за ворота".... так это при наличии правильного учителя, да занятий по часов 16 в день. а так - еще больше. таким образом, человек осваивает ТЦЦ в том объеме, когда можно его применять, человек вступает в зрелый возраст, а в зрелом возрасте меряться силами уже как то и не хочется smile.

    и другой момент. ТЦЦ - это система победы слабого над сильным (как это неоднократно указывалось на сайте), поэтому в арсенале ТЦЦ содержится достаточное количество "подлых" приемов, самый невинный из которых - это удар по яйцам, причем многочисленными способами. а ММА - как ни крути - это спорт, и ограничений там достаточно много. как говориться, в бою для достижения победы любые средства хороши, особенно, если эта победа - ваша! а бороться с врагом на его территории и по его правилам - разве это метод ТЦЦ?

  24. 2013-11-13 в 21:11:43 | Лао Мао (Старый Кот)

    Эти отрывки свидетельствуют о том, что и до Ян Лучаня в тайцзи-цюань ценился оздоровительный аспект.

    да кто ж спорит то? ворос то в другом (я его уже ставил) будет ли работать "оздоровительный аспект" в отсутствии изучения боевого? ведь задумано то было и реализовано как боевая система - и по названию (иероглиф цюань) и по набору приемов - "тянуть воробья за хвост" или "белый журавль раскрывает крылья" и тд и тп - это же не просто позиции - это приемы, имеющие конкретное применение, они еще от Чжан Саньфэна известны. вот я считаю, что нельзя. и со временем я свое мнение обосную.

  25. 2013-11-15 в 23:19:45 | nikola

    Лао Мао (Старый Кот): "со временем я свое мнение обосную."

    Путаюсь в догадках в чём же суть..? Запасусь терпением...

    Хотя вот как раньше было ещё при СССР , в журналах как про Тайцзи пишут так сразу отчёты китайцев о % излечении и улучшени самочувствия и тд. без боевого подтекста. Как начёшь "облака гонять" так сразу меридиан лёгких с желудком в припляску с печенью и тд...

    P.S.- и опять же таки чем не бой с облаками WhiteVoid

  26. 2013-11-15 в 23:45:53 | Лао Мао (Старый Кот)

    запаситесь терпением. я с мыслями собираюсь, здесь все не так просто ))

  27. 2013-11-17 в 02:34:07 | ChaTora

    Подолью немного масла в огонь беседы. wink

    "будет ли значительным оздоровительный эффект от занятий тайцзи цюань при отсутствии изучения боевого применения?"

    Вспомним два эпизода оздоровления из жизни великих мастеров тайцзи.

    Пример 1 - Чэнь Факэ. Единственный выживший ребёнок в семье после эпидемии,

    болезненный и хилый, практикуя семейный тайцзицюань за три года обрёл здоровье и силу.

    Пример 2 - У Тунань. Тоже болезненный и хилый ребёнок с кучей врождённых заболеваний. Придворный врач Ли Цзыюй отправляет его в школу тайцзицюань Цюанью за здоровьем.

    Получается - да, будет оздоровительный эффект.

    Кстати, даже бокс вполне может стать оздоровительной системой, если заниматься без применений(то есть не получая по голове).

  28. 2013-11-18 в 17:34:42 | Лао Мао (Старый Кот)

    бесконтактный бокс - это что то вроде безалкогольной водки и резиновой женщины? sarcasticyahoo

  29. 2013-11-18 в 17:37:10 | Лао Мао (Старый Кот)

    как бы пример Чэнь Факэ и У Тунаня - не показательный - и тот и другой были несравненные бойцы, а с тем что тайцзи приносит здоровье, никто и не спорит. drinks

  30. 2013-11-18 в 21:12:34 | Аноним

    "как бы пример Чэнь Факэ и У Тунаня - не показательный"

    Самый что ни на есть показательный. Показательный тем, что эти люди не практиковали ничего прикладного на этом этапе. Ещё эти примеры характерны разной методикой занятий(о чём тут где-то был разговор).

    Чэнь Факэ 3 года практиковал семейные комплексы-таолу и только их. Мало спал, много практиковал. И благодаря такому методу занятий окреп и выздоровел.

    У Тунань в школе Цюанью практиковал тайцзицюань тоже как комплекс-таолу, но по другой методике. Вам, как практикующему его направление, этот метод должен быть знаком - практика "квадратного каркаса". Во время этой практики необходимо удерживать позу в течении 6 циклов вдоха-выдоха, после чего переходить к следующей позе. Таким образом выполнение комплекса по данному методу "квадратного каркаса" занимает несколько часов.

    Методы разные, а результат один - выздоровление без прикладного аспекта.

    Причём заметьте, во втором примере именно врач императорского двора направляет пациента на занятия тайцзицюань за выздоровлением.

  31. 2013-11-19 в 05:53:38 | Лао Мао (Старый Кот)

    здесь, конечно правда Ваша! про Чэнь Факэ ничего сказать не могу, тк не владею материалом. А про У Тунаня Вы совершенно правы. Правда то, что Вы называете "квадратным каркасом" у нас называется формой Динши (定式)- формой фиксированных позиций. Но, я полагаю, что Вам известно, что Тунань также обучался у Ян Шаохоу, методы тренировки которого были на столько суровые, что У Тунань серьезно думал о самоубийстве.

    В общем то в своем посте я хотел поделится личным опытом. Потому что занимался по методике "без применения" и "с применением"... могу сказать, что в ТЦЦ есть моменты, которые "без применения" в принципе, подвержены освоению, но требуют для себя гораздо больше концентрации внимания, чем нарабатываются в процессе применения приемов. а есть аспекты, которые "без применения" практически невозможно освоить, но для оздоровления организма и для практики форм (таолу) эти аспекты имеют огромное значение. Вот пытаюсь об этом написать, но оказалось, что изложить это словами не так лего, особенно если придерживаться в рамках поста и писать кратко. smile)

  32. 2015-10-09 в 17:34:33 | Александр

    Давеча с коллегами, практикующими чэньши тайцзицюань дискутировали на тему о пользе тайцзи. Точнее, об очевидности результатов занятий или видимых изменениях. Для сравнения. Вот ходит человек в зал, регулярно поднимает железо, вырос у него бицепс. Изменения налицо. А тайцзи? В чем правда этого искусства? А правда в том, что занимаешься год - видимых изменений вроде нет. Занимаешься 10 лет - изменений нет. Занимаешься 25, 50, 100 лет, изменений нет, а ты все занимаешься и занимаешься ))

  33. 2015-10-10 в 00:43:08 | nikola

    Александр "а ты все занимаешься и занимаешься ))"

    smile

  34. 2015-10-10 в 19:09:50 | Author

    Александр:

    Тонко sarcastic good

  35. 2015-10-11 в 10:32:28 | Krok & Co

    Вот это темка! Как я мимо неё...?

  36. 2015-10-11 в 12:50:20 | Krok & Co

    Хорошо сказал Кун-цзы ( а может и не он, и все это - народный фольклор!): "Мне минуло семьдесят лет, и теперь я точно знаю, что Я ЕЩЁ НИЧЕГО НЕ ЗНАЮ!"

    Это - не возраст для философа, а уж для мастера тайцзицюань - и подавно!!!

  37. 2015-10-11 в 13:10:59 | Krok & Co

    По полемике 13-го года: изучать боевое применение (用- юн) тайцзицюань не просто необходимо, но и оно неразрывно связано с самой сущностью (體 - ти) искусства. Чуть-чуть окунитесь, хоть на волосок, как говорят китайцы, в философское начало Тайцзи.

    Сохраняя свою манеру, приведу текст из ныне широко известной секретной рукописи семейства Ян:

    太極體用解

    [13] Разъяснение сущности и применения (ти-юн) в Тайцзи[цюань]

    理為精氣神之軆精氣神為身之軆身為心之用勁力為身之用心身有一定之主宰者理也精氣神有一定之主宰者意誠也誠者天道誠之者人道俱不外意念須臾之間要知天人同軆之理自淂日月流行之氣其氣意之流行精神自隱微乎理矣夫而后言乃武乃文乃聖乃神則淂矣若特以武事論之於心身用之於勁力仍歸於道之本也故不得獨以末技云爾

    勁由於筋力由於骨如以持物論之有力能執数百斤是骨節皮毛之外操也故有硬力如以全軆之有勁似不能持幾斤是精氣之內壯也雖然若是功成後猶有妙出於硬力者修身體育之道有然也

    Принцип (ли) – это сущность (ти) семени-цзин, ци и духа-шэнь, а семя-цзин, ци и дух-шэнь – это сущность (ти) тела. Тело – это применение (юн) разума-сердца, усилие-цзинь и сила-ли – это применение (юн) тела. Разум и тело имеют одного повелителя – принцип (ли). Семя-цзин, ци и дух-шэнь [также] имеют одного повелителя – искренность намерений-замыслов (мыслей). Искренность – это Дао-Путь Неба (т.е. Природы), быть искренним – это Дао-Путь Человека, – и то, и другое не выходит за пределы нашего сознания. И если, как в мгновенном прозрении, ты понимаешь, что Небо (природность) и Человек имеют одинаковую сущность (ти), единый принцип, то собственным умом ухватываешь круговращение энергии-ци, подобное круговороту Солнца и Луны (принцип Инь-ян). [Понимаешь, что] ци – это круговорот намерения-замысла (и), а семя-цзин и дух-шэнь сами по себе, до некоторой степени, сокрыты в глубинах Принципа Мироздания. А уж после о военном и культурном началах можно говорить как о мудрости и высокой духовности. Если рассуждать в свете боевых искусств о разуме-сердце и теле и о применении внутреннего усилия-цзинь и о физической силе (ли), то следует вернуться к самому «корню» Дао-Пути. Иначе не получить высокого умения, останутся лишь поверхностные навыки, – только это, и ничего более!

    Усилие-цзинь прибывает из сухожилий, сила (ли) прибывает из костей. Если придерживаться рассуждений о вещах материальных, то тот, кто обладает большой физической мощью, в состоянии приподнять несколько сотен цзиней. [Но эта сила] исходит из костей и суставов, она поверхностная и жесткая (негибкая). Если же используется внутреннее усилие-цзинь всего тела, то может показаться, что с его помощью не удержать тяжести едва ли в несколько цзиней, но оно происходит из внутренней мощи семени-цзин и ци. И если овладеть внутренним усилием в совершенстве, то действовать оно будет гораздо искуснее, чем грубая физическая мощь (ли). Это, без сомнения, Истинный Дао-Путь самосовершенствования и физического развития тела.

    Пояснения к тексту можно найти в книге В.В. Малявина "ТАЙЦЗИЦЮАНЬ: Классические тексты Принципы Мастерство", в разделе «Старое собрание» текстов тайцзицюань семейства Ян

    Найдете много интересного!!!

Есть мнение? Оставьте комментарий!

Используйте нормальные имена. Ваш комментарий будет опубликован после проверки.

Введите пароль и свой email (email используется как логин). Если Вы еще не регистрировались ранее здесь, введите Ваше имя. Вы будете подписаны на комментарии к этой статье и сможете изменять свое имя, пароль, загрузить аватарку, сделать ссылку на Ваш сайт и т.п.

smile mocking biggrin lol sarcastic wink good blum greeting bye yes nea yahoo drinks blush sad boredom wacko1 shok WhiteVoid

Выберите человечка с поднятой рукой!

При нажатии на картинку, Ваш комментарий будет добавлен.