Одна девушка, которая недавно начала заниматься тайцзицюань, очень удивилась, когда я сказал ей, что мастера тайцзи в реальности не летают над деревьями, как в фильмах, и не бросают друг в друга горящие шары. Её лицо выражало недоверие – и я сильно подозреваю, что негативно повлиял на её мотивацию в постижении тайцзи.
Но я стараюсь говорить максимально честно, и часто наталкиваюсь на недовольство верующих верящих в различные небылицы людей. Например, моя статья о линкунцзин вызвала много недовольных комментариев и возмущённых сообщений в мой адрес.
Когда я нахожу какое-нибудь видео, которое демонстрирует реальные возможности мастеров тайцзицюань, то сразу стараюсь опубликовать его здесь. Иногда такой материал может разочаровать кого-то – ведь тайцзи может предстать в невыгодном свете (как, например, в статье “Эпическая битва”). Но я (а надеюсь, что и вы тоже) предпочитаю знать, каково тайцзи в реальности, а не в сказках. Считаю, что такой подход позволяет избегать подводных камней во время занятий тайцзи.
Сегодня я хочу представить вам видеозапись, на которой именитые мастера тайцзи соревнуются друг с другом в туйшоу. Это редчайшее событие состоялось в 1992 году – в то время, когда традиционные боевые искусства стали снова набирать популярность в Китае после долгого периода забвения. Данное видео демонстрирует то, на что способны мастера тайцзицюань – без преувеличений и небылиц.
Конечно же, невозможно понять до мелочей, что происходило в момент контакта участников этой встречи, но я всё же осмелюсь прокомментировать видео, исходя из моего собственного скромного опыта.
Первыми сошлись
Ли Энчжу (Li Enjiu) – представитель стиля Чень, ученик мастера Хун Цзюньшэна (в деловом костюме), и мастер, имя которого, к сожалению, не известно.Противник у Ли оказался коварным, и хотя Ли удавалось выводить его из равновесия, вытолкнуть за пределы круга он так и не смог. Он успешно уходил от атак противника, но какая-то сжатость помешала ему успешно контратаковать. Так прошел первый раунд.
Во втором раунде неизвестный мастер активно попёр вперёд и три раза подряд вытолкал Ли. Те методы, которые помогали Ли защищаться в первом раунде, оказались недостаточными против напора посильнее.
В жизни я часто наблюдаю подобную ситуацию, когда человек занимается “утончённым” туйшоу, и вроде всё получается, но когда сталкивается с применением грубой силы – оказывается неспособным что-либо сделать.
Вторыми состязались
Вэй Шужэнь – достаточно известный представитель стиля Ян, ученик Ван Юнцюаня (в тёмном костюме), и представитель спортивного тайцзи Мэн Хуэйфэн – также известный по своим достижениям в спортивном ушу (высокий, в синей куртке). Этот небольшой туйшоу-поединок можно описать так:Мастер Вэй постоянно искал, куда бы толкнуть соперника, но Мэн Хуэйфэну удавалось нейтрализовать его попытки. И хотя стопы мастера Мэна то и дело отрывались от пола, Вэй Шужэнь не смог добиться большего. Думаю, мастера подвели те же самые “тонкие методы”, коих достаточно, чтобы “проверенный” ученик отлетел на несколько метров. Но для замотивированного противника усилия такого рода не достаточно.
Стратегия мастера Мэн в этом поединке была чисто оборонительная, он вообще ни разу не атаковал. Позанимавшись таким туйшоу, мастера пожали друг другу руки и отказались продолжать состязание – видимо, имея в виду сказанное в Троецарствии: “До пятидесяти раз сходились они в жестоком поединке на глазах у обеих армий, но ни тот, ни другой не добились успеха”
Третий поединок
заслуживает особого внимания. Знаменитый представитель стиля У, ученик Ян Ютина Ли Бинцзи (в полосатой куртке) – против известного Лин Могена, который учился у Ли Ясюаня по линии Ян Чэнфу.Возможно, моё впечатление базируется на близости к стилю У, но мне кажется, Ли Бинцзи – более известная фигура в мире тайцзи. Но менее известный Лин Моген оказался на порядок сильнее в туйшоу. Его мощные фа цзин вначале несколько раз только частично попадали в центр Ли Бинцзи, но когда после третьего выброса мастер Ли далеко улетел из круга, куда то в толпу зрителей – ему всё стало ясно, и он отказался продолжать поединок (хотя, как мне показалось, Лин Моген был не против продолжить ).
Лично я впечатлён мастерством Лин Могена, отличное тайцзи!
Четвёртыми
пробовали себя Лю Чэндэ – ученик Хун Цзюньшэна, стиль Чень (в синей тениске), и ещё один неизвестный мастер(по манере похоже, что тоже из стиля Чень).Получилось какое-то невнятное туйшоу, весь раунд “боролись за захват”, а потом отказались продолжать (видимо, самим надоело). Хотя здесь можно наблюдать интересную игру с шагами – не получившую, впрочем, развития.
И финальный, пятый бой
– между Син Юхэ (нет сведений, какое направление представляет), и уже известным нам по второму состязанию Мэн Хуэйфэном (в синей куртке).В этот раз мастеру Мэну достался напористый и агрессивный противник, который с первых секунд непреравно атаковал. Тут нейтрализующая стратегия Мэна оказалась менее эффективна чем раньше. Он, собравшись с силами, наконец-то начал пытаться атаковать. Но в итоге – под натиском противника, пропустив кучу атак, был вытащен за пределы круга.
Добрый день!
Спасибо за интересный ролик. Позволю высказать свое мнение.
2 и 4 ролик - встретились близкие по силе и стилю мастера, которые не "выпускали" силу, т.к. один из принципов тайцзи цюань - работать с силой противника, то и показать собственно ничего не показали.
1 и 5 ролик яркий пример, т н. паркового тайцзи, когда вместо действительно техники тайцзи цюань используется грубая сила. А как же 4 лянами столкнуть тысячу цзиней?
Действительно тайцзи - это 3 ролик. Ярко видно различие в технике стиля У и Ян. И то, что Лин Моген смог отбросить противника связано именно с тем, что Ли Бинцзи выпустил силу, а Лин Моген классически с точки зрения янской техники ее отработал смешанным усилием пэн-люй-ле.
Во втором ролике четко видна техника Вэй Шуженя, который постоянно проводит разделение ин-янь в точке контакта (характерные приседания Мэн Хуэйфэна) и если бы его противник выпустил силу, а не держал ее при себе, то моментально был бы отброшен.
Вот пример его работы: https://www.youtube.com/watch?v=WQu_smT9bU8
Сам я 3 года занимался стилем У у китайского мастера, ученика Ван Нейсяна, младшего сына Ван Пэйшена и уже более шести лет занимаюсь стилем Ян в традиции Ван Юнцюаня, Ши Мина, Виктора Сяо. Что стоит за характерными движениями, которые показаны во втором и третьем ролике, представляю достаточно хорошо и могу сам что-то из этого продемонстрировать.
Спасибо за Уникальное видео.
Мда...