Часто при общении с людьми, занимающимися тайцзи или цигун, я вижу непонимание идей относительно «доказательной» формы этих явлений.
Когда мы встречаем упоминания о том, как известные мастера стремились сделать тайцзи и цигун современными, привести эти древние искусства в соответствие с западными научными знаниями, возникают вопросы:
- Что именно может знать западная наука о традиционных тайцзицюань и цигун?
- Какого типа тексты читали мастера – такие как Ло Хунюань – чтобы поднять свой уровень понимания тайцзи?
В качестве ответа хочу привести отрывки из «О выражении эмоций у человека и животных» Чарльза Дарвина. Они читаются как заправский трактат по цигун, отлично разъясняя такие важные постулаты цигун и тайцзи как: «И движет Ци, Ци движет телесные функции» и «Используй мысль, не используй силу».
внимание, пристально устремленное на какую-нибудь часть тела, имеет тенденцию нарушать обычный тонус мелких артерий этой части тела. Вследствие этого сосуды становятся более или менее расширенными и мгновенно наполняются артериальной кровью.
внимание влияет до некоторой степени на капиллярное кровообращение.
внимание или сознание (этот второй термин сэр Г. Холленд считает более удачным), будучи сосредоточено на любой почти части тела, оказывает на нее некоторое прямое физическое действие. Это приложимо к движениям непроизвольных мышц, а также произвольных мышц, когда они действуют непроизвольно, к выделениям желез, к деятельности органов чувств и ощущений и даже к питанию частей тела.
Известно, что непроизвольные движения сердца изменяются, когда на них устремлено пристальное внимание. Грасиоле приводит пример человека, который, постоянно наблюдая за своим пульсом и подсчитывая его, в конце концов достиг того, что на каждые шесть ударов один удар стал выпадать.
Сэр Г. Холленд замечает, что «воздействие на кровообращение какой-либо части тела со стороны внезапно устремленного на нее и сосредоточенного на ней сознания часто бывает очевидным и непосредственным». Профессор Лейкок, который особенно тщательно наблюдал за подобного рода явлениями, утверждает, что «когда внимание направлено на какую-нибудь часть тела, то в этой части возбуждаются иннервационные и циркуляторные процессы, и функциональная деятельность ее от этого усиливается»
Вообще полагают, что если через определенные промежутки времени направлять внимание на деятельность кишечника, то можно повлиять на перистальтику; между тем перистальтические движения зависят от сокращения гладких, непроизвольных мышц.
Cосредоточивая мысль на деятельности некоторых желез или на обстоятельствах, при которых они обыкновенно приходят в состояние возбуждения, можно сильно влиять на их функционирование. Это явление знакомо каждому по собственному опыту: когда мы упорно думаем об очень кислом плоде, у нас усиленно отделяется слюна. В шестой главе было показано, что упорное и продолжительное желание подавить или усилить действие слезных желез оказывает на них определенное влияние.
Когда мы направляем свое внимание на какое-нибудь ощущение, то мы тем самым повышаем его остроту, а постоянная привычка к повышенному вниманию, по-видимому, способствует стойкому повышению остроты тех ощущений, которые служат объектом внимания, как это, например, наблюдается у слепых в отношении слуховых ощущений, а у слепых и глухих — в отношении осязательных ощущений.
Таким образом, мы видим, что пристальное внимание, направленное на различные части тела и органы, собственно не подконтрольные нашей воле, несомненно, оказывает влияние на их отправления. Вопрос о сущности внимания, — этой, быть может, самой удивительной из всех умственных способностей, — крайне темен. По словам Мюллера, процесс, благодаря которому чувствительные клетки мозга становятся способными посредством волевого усилия получать более сильные и отчетливые впечатления, весьма аналогичен процессу, посредством которого двигательные клетки приходят в состояние возбуждения и посылают нервную силу произвольной мускулатуре. Существует много общего в действии чувствительных и двигательных клеток: например, общеизвестен факт, что сосредоточение пристального внимания на каком-нибудь ощущении вызывает утомление так же, как его вызывает всякое продолжительное напряжение какой-либо мышцы. Следовательно, когда мы произвольно сосредоточиваем внимание на какой-либо части тела, клетки мозга, получающие ощущения или впечатления от этой части тела, по-видимому, каким-то неизвестным образом возбуждаются к деятельности.
В большом числе случаев, например, когда речь идет о слюнных или слезных железах, о кишечном канале и т. д., влияние сосредоточенного внимания на определенные органы обусловливается, по-видимому, главным образом или, как думают некоторые физиологи, исключительно воздействием на сосудодвигательную систему, благодаря чему к капиллярным сосудам данной части тела начинает притекать больше крови. Эта усиленная деятельность капиллярных сосудов может в некоторых случаях сочетаться с одновременно усилившейся деятельностью чувствительных центров.
Механизм влияния душевного состояния на сосудодвигательную систему можно представить себе так: когда мы действительно пробуем кислый плод, то через вкусовые нервы импульс посылается определенным чувствительным центрам, а эти обусловливают расслабление мышечных оболочек мелких артерий, пронизывающих слюнные железы. Поэтому в эти железы начинает притекать больше крови, и они выделяют в изобилии слюну. Нет ничего невероятного в предположении, что напряженная мысль, направленная на какое-либо ощущение, действует так же, как само это реальное ощущение, а это приводит к тому, что те же самые чувствительные центры или близко связанные с ними центры приходят в деятельное состояние. Если это так, то живое представление о кислом вкусе вызовет, хотя, быть может, и в ослабленной степени, возбуждение тех же мозговых клеток, какие испытывают возбуждение при подлинном ощущении кислого вкуса; как в том, так и в другом случае эти клетки передадут нервную силу сосудодвигательному центру и вызовут один и тот же результат.
Есть мнение? Оставьте комментарий!