Древние китайские тексты часто могут иметь много смыслов, которые открываются при помощи комментариев той или иной школы либо традиции.
Поскольку традиционно тайцзицюань и цигун ведут своё развитие, опираясь на теоретическую базу древних текстов (в большинстве – даосских), то существуют и свои собственные интерпретации тех или иных идей из этих священных документов.
Это, с одной стороны, делает занятия тайцзи и цигун более возвышенными, поднимая их над обычной зарядкой или прикладными методами боя и ставя в единый ряд с учениями о полной человеческой реализации – такими, например, как даосизм.
С другой стороны, такой подход позволяет реализовывать то, что написано в текстах, делать что-то практически, а не только умозрительно.
В качестве примера приведу цитату из авторитетнейшего даосского трактата Чжуан Цзы:
Ограждающий спросил:
— Могу ли я обрести путь (Дао) и владеть им?
— Собственным телом не владеешь, как же можешь обрести путь и им владеть? – ответили ему.
Самый поверхностный смысл в этом отрывке выглядит примерно так: Если человек не может даже быть уверенным в завтрашнем дне, и его могут постигнуть болезни – то как он может постигнуть основы бытия и управлять ими?
Для цигун и тайцзи-цюань этот отрывок трактуется иначе. Если человек может овладеть собственным телом, защитить его от болезней и чрезмерного дряхления, хотя бы на отпущенный человеку срок жизни, то таким образом он сможет понять и глобальные законы этого мира (Дао). Ведь организм человека является частью этого мира и подвержен всем его законам (в нём тоже присутствует Дао).
Дальше идёт такой текст:
— Если я не владею собственным телом, [то] кто им владеет?
— Это скопление формы во вселенной. Жизнью [своей] ты не владеешь, ибо она – соединение [частей] неба и земли. Своими качествами и жизнью ты не владеешь, ибо это – случайное скопление во вселенной; своими сыновьями и внуками ты не владеешь, ибо они – скопление сброшенной, [как у змеи] кожи во вселенной. Поэтому [ты] идешь, не зная куда, стоишь, не зная на чем, ешь, не зная почему. Во вселенной сильнее всего воздух и тепло. Как же можешь [ты] обрести их и ими владеть?
Он интерпретируется примерно так: Овладевая телом, человек понимает, что это возможно, только если правильно пользоваться естественными процессами, а не собственной прихотью. Если же «владеть» нерационально, то здоровье и сила покинет организм. Человек на примере собственного развития понимает, что и с глобальными природными процессами, и с социальными законами тоже нельзя распоряжаться по прихоти, не считаясь с естественными принципами (Дао) – иначе постигнет неудача.
Привет,Рома! Отличный отрывок,очень актуален сейчас для людей в Украине! Хорошего Тайцзи и Мира!!!
Олег Березовский:
"актуален сейчас для людей в Украине"
думаю этот отрывок касается людей в независимости от их места проживания.
"Хорошего Тайцзи и Мира"
Спасибо, тебе тоже всего самого лучшего!