О тайцзи и о цюане

Занятия тайцзицюань для здоровья, боевых навыков и самосовершенствования.

Книга Ден Мин Дао «Воин на пути знания»

Разделы: Книги тайцзицюань, Яншен, Здоровье
16 октября 2013

Deng Ming Dao «Воин на пути знания»

Примерно год назад я приводил отрывок из книги «Хроники Дао», где главный герой – даосский монах, приехавший жить в Америку – занимается тайцзи-цюань. Это художественное произведение написано по биографии мастера, который приехал из Китая, чтобы учить и учиться. Книга мне очень понравилась – рекомендую к прочтению.

В этой статье я хочу рассказать ещё об одной книге Ден Мин Дао, которая называется «Воин на пути знания». Этот труд знакомит с методологией учения мастера – героя из прошлого произведения автора.

Несмотря на пафосное название, в тексте есть много здравых рассуждений о яншен, цигун, даосизме и т.д. Особое внимание уделяется комплексному подходу к самосовершенствованию: тренировки, питание, здоровый образ жизни и т.п.

Размышления автора книги на эти непростые темы поданы с некоторым «западным» мировоззренческим налётом, что для меня оказалось скорее положительным. Я рад констатировать присутствие в книге здравого смысла в тех вопросах, которые во многих популярных нынче произведениях окружены туманом мистицизма. Вот несколько отрывков из книги в качестве примера:

Количество пищи должно быть достаточным. Не стоит голодать без наблюдения опытного специалиста. Старайтесь также не переедать. Помните, что при регулярных физических нагрузках (например, занятия спортом) организму требуется больше пищи.
Если вы чувствуете, что устали, сердитесь или расстроены, – не занимайтесь Цигун, пока не решите проблем, вызвавших это состояние. Цигун не сделает вас неуязвимым и, безусловно, не заменит решения ваших повседневных проблем. Так, если вы расстроены чем-нибудь, занятие Цигун лишь усугубит ваше состояние, ещё больше нарушая дисбаланс в организме. Кроме того, упражнения Цигун не заменят вам сна, поэтому достаточный отдых должен стать непременной частью вашего распорядка дня.
Хотя даосизм утверждает возможность бессмертия (во многом это основано на религиозном аспекте учения, который базируется на легендах об отдельных личностях, добившихся бессмертия благодаря самосовершенствованию), всё же реальных доказательств этого не существует.
Да, даосы продлевают свои жизни с помощью упражнений, рационального питания, применения лекарственных растений, философского понимания и медитации – но делают они это не только для того, чтобы жить дольше или успеть накопить богатство. Смысл продления активной жизни – во внутреннем постижении самого себя и жизненных истин за относительно недолгое время, отведённое нам в этом мире.

А вот небольшой интересный отрывок, который говорит о связи тайцзи-цюань и дао-инь (древняя форма цигун):

Наблюдая за животными, даосы обратили внимание и на характерное для каждого зверя неподвижное положение тела. Придя к выводу, что животные занимаются медитацией, даосские мастера скопировали эти неподвижные позы, надеясь таким образом продлить жизнь. Они видели, что журавль может долгое время неподвижно стоять на одной ноге; черепаха может замереть на долгие часы, вытянув голову к солнцу; лягушки на кочках, не двигаясь, монотонно раздувают свою гортань. Так медитация стоя и сидя превратилась в неотъемлемую часть Цигун. Впоследствии эти же формы перешли в технику Тайцзи-цюань, которая изначально состояла из тринадцати статических поз и лишь значительно позже обогатилась движениями. Частично это наследие просматривается и в современном варианте Тайцзи-цюань, представляющем комбинацию определённых поз, жестко взаимосвязанных между собой. Названия отдельных поз в Тайцзи-цюань, таких, как «Белый Журавль Расправляет Крылья» или «Змея, Ползущая По Склону», до сих пор напоминают нам о специфических положениях тела, которые, как когда-то считалось, было необходимо сохранять часами.

В этой книге приводится множество интересных методов цигун, но я бы рекомендовал интересоваться ими только для расширения кругозора и не пытаться изучать их по книгам. Рекомендую заниматься только у квалифицированных мастеров и инструкторов, представляющих традицию.

facebook.com twitter.com livejournal.ru blogger.com
Комментариев: 9
  1. 2013-10-16 в 16:57:10 | kursiv

    Странно было читать о часовой статике в формах, в самом названии которых ("Журавль...", "Змея...") содержится момент движения.

  2. 2013-10-16 в 18:38:40 | kursiv

    И еще удивила вот эта рекомендация: "Если вы чувствуете, что устали, сердитесь или расстроены, – не занимайтесь Цигун, пока не решите проблем, вызвавших это состояние".

    А как же тогда на счет такого базового упражнения, как стойка в позе "трех кругов": китайцы говорят о нем, как о способствующем "ментальной релаксации", а по словам моего тренера, оно способно "сжечь все дурное в голове".

  3. 2013-10-23 в 13:14:50 | Author

    kursiv:

    "содержится момент движения"

    автор имел ввиду что в названиях есть отголоски форм, которые подражали животным. На самом деле в высказываниях про статические положения в тайцзи автор не одинок, есть, например, упоминания о том, что Ян Чэнфу стоял подолгу в восьми позициях, соответствующих восьми основным усилиям тайцзи. И сейчас в тайцзи Ву есть методы, в которых на долгое время застывают в позициях формы.

    "еще удивила вот эта рекомендация"

    а меня не удивила, это здравое замечание, я никому не рекомендую заниматься тайцзи и особенно цигун, когда эмоции сильно разбалансированы.

    "китайцы говорят"

    Китайцев более миллиарда, все говорят по разному wink

  4. 2013-10-23 в 22:40:17 | kursiv

    Author: "никому не рекомендую заниматься тайцзи и особенно цигун, когда эмоции сильно разбалансированы".

    Практически невыполнимо, имхо.

    Вот реальный расклад: тренировки (с тренером) трижды в неделю вечером (т.е. после всех событий дня, которые далеко не всегда положительны). Выбор в случае "эмоциональной разбалансированности": соблюдение правильной рекомендации или потеря тренировки и денег (400 грн/месяц). Ну пропустишь одну, а где гарантия, что в следующий раз эта "разбалансированность" не повториться?

  5. 2013-10-23 в 23:57:49 | nikola

    Author:"соответствующих восьми основным усилиям тайцзи. И сейчас в тайцзи Ву есть методы"

    Пользуюсь случаем, задам Вам как представителю тайцзи Ву вопрос- если можно.

    - При изучении книги Ван Пейшена "Тайцзицюань семь Ву" теплится надежда что как раз в первых восьми движениях комплекса как раз и описаны основные точки из которых производится выброс силы. Ибо дальше детально не описывается работа с точками внимания.База так сказать дана.

    -Как раз в первых восьми движениях комплекса как раз и описаны основные точки из которых производится выброс силы? Буду благодарен за ответ.

  6. 2013-11-04 в 21:14:08 | Author

    nikola:

    Долго думал как ответить на Ваш комментарий, пересмотрел книжку Ван Пэйшена, но нигде не увидел, чтобы он выделял какие-то точки в качестве "основных из которых производится выброс силы". Действительно, при описании каркаса наблюдается повышенная детализация в начале и спад детализации в конце. С чем это связано мне не понятно.

    По точкам выброса усилия, т.е. как я понял, точкам из которых происходит Фа Ци, Фа Ли или Фа Цзин, то в идеале не стоит ограничиваться какими-то конкретными точками. Усилие нужно учиться применять к любой области.

  7. 2013-11-05 в 10:13:51 | nikola

    Author: "точки в качестве "основных из которых производится выброс силы"

    Имел ввиду - шаг вперёд внимание на точки хуин* дальше вес перемещается на переднююю ногу, рука движется вперёд внимание на точки минмень. уход назад внмиание на точке между бровей и тд.

    удар плечом быстр и неистов внимание на точке.... Всё это буквально в первых 8-ми связках описано Ван Пейшен не однократно в своих книгах акцентирует на переключении внимания в точках взаимопритягивания и отталкивания и выброса силы через них. Мол все эти изменения в Тайцзи не отходят от этого корня.

  8. 2013-11-12 в 21:05:25 | Author

    nikola:

    Мне очень трудно ответить на Ваш вопрос вне личного контакта, не зря я говорил, что тайцзи это вневербальное искусство.WhiteVoid

    Для меня те точки, на которых предлагается сосредоточить внимание в этой книге, не являются чем-то догматическим. Меня учили по другому. В том числе и другим точкам biggrin

  9. 2020-12-08 в 05:09:20 | Warfar86

    Доброго времени суток. Хотел узнать, а во всех копиях пятая глава обрывается? Есть предисловие а потом "...эти растения произрастают в.." и начинается следующая глава. Уж слишком было интересно узнать этот вопрос с данной стороны. Спасибо

Есть мнение? Оставьте комментарий!

Используйте нормальные имена. Ваш комментарий будет опубликован после проверки.

Введите пароль и свой email (email используется как логин). Если Вы еще не регистрировались ранее здесь, введите Ваше имя. Вы будете подписаны на комментарии к этой статье и сможете изменять свое имя, пароль, загрузить аватарку, сделать ссылку на Ваш сайт и т.п.

smile mocking biggrin lol sarcastic wink good blum greeting bye yes nea yahoo drinks blush sad boredom wacko1 shok WhiteVoid

Выберите человечка с поднятой рукой!

При нажатии на картинку, Ваш комментарий будет добавлен.